Открыт новый класс белков, защищающий синапсы от гибели

Ученые из медицинского исследовательского центра при Техасском университете в Сан-Антонио открыли новый класс белков, которые защищают синапсы от уничтожения.
Открыт новый класс белков, защищающий синапсы от гибели

Результаты исследования, опубликованного в журнале Nature Neuroscience, важны для терапии болезни Альцгеймера и шизофрении — возможно, при достаточной доказательной базе, увеличение обнаруженных учеными белков станет методом лечения упомянутых заболеваний.

При болезни Альцгеймера отмирание синапсов приводит к возникновению проблем с памятью и других клинических симптомов. В случае шизофрении гибель синапсов по мере взросления делает человека предрасположенным к заболеванию.

Ученые сфокусировались на определенной составляющей иммунной системы, которая ответственна за устранение излишних синапсов — она называется системой комплемента. Белки системы комплемента размещены на синапсах. Они посылают сигналы иммунным клеткам, называемым макрофагами, чтобы последние поглотили лишние синапсы. Ученые обнаружили белки, которые могут оказывать противодействие этой иммунной функции и сигнализировать макрофагам о том, чтобы те не поглощали лишние синапсы.

Ученые провели опыт на мышах, которым в лабораторных условиях была присвоена болезнь Альцгеймера. Опыт заключался в удалении из мозга этих мышей белков системы комплемента, что в итоге сократило количество нейродегенеративных симптомов у мышей.

О существовании белков системы комплемента было известно давно, однако их открытие впервые показало, что существуют также и белки, препятствующие осуществлению функций этой системы. Именно этот новый класс белков-ингибиторов и может стать новым средством в борьбе с болезнью Альцгеймера и шизофренией.

изображение: CC0 Public Domain