Особый тип ДНК в глазах сов может быть «линзой», усиливающей их ночное зрение

Совы – один из редких видов хищных птиц, которые охотятся по ночам. Авторы нового исследования предполагают, что в процессе естественного отбора ДНК клеток сетчатки их глаз могла собраться в такую форму, что стала служить своеобразной линзой, обеспечивая птицам их суперспособность.
Особый тип ДНК в глазах сов может быть «линзой»,  усиливающей их ночное зрение

Такая необычная черта не встречалась раньше у птиц, что указывает на то, что совы – единственные ее обладатели, по крайней мере, среди пернатых.

«У предков сов мы обнаружили следы позитивного отбора в эволюции генов, которые связаны с восприятием зрительной информации, в частности с фотопреобразованием и упаковкой ДНК в хромосоме», – пишут авторы исследования.

Команда исследователей изучила геном 20 различных видов птиц, включая 11 видов сов, определив, где возникал позитивный отбор, то есть передача полезных мутаций из поколения в поколение. Как и ожидалось, большая часть такого отбора происходила в зонах сенсорной чувствительности – именно поэтому совы могут так хорошо слышать и видеть.

Однако у сов ученые также обнаружили признаки ускоренной эволюции 32 генов, и это стало настоящим открытием. Эти гены были связаны с упаковкой ДНК и конденсацией хромосом, как если бы структура молекул в глазах сов действительно адаптировалась для улавливания большего количества света. Похожие молекулярные изменения ДНК клеток сетчатки ранее наблюдались у ночных приматов, а компьютерные модели их молекулярной структуры позволили предположить, что они могут как бы «туннелировать» свет, служа своеобразной линзой.

Также выяснилось, что сетчатка глаз сов заполнена специальными палочками, которые помогают им лучше видеть в темноте и лучше охотиться. А сравнение генома показало, что совы могли эволюционировать от предка, который был дневным хищником, учитывая, что самые большие изменения в генетике затронули области, отвечающие за усиление способности добывать себе пищу ночью. Мутации же других генов обеспечили совам великолепный слух и мягкие перья для неслышного полета.