Определены гены, отвечающие за форму лица

Исследователи определили 32 участка генов, которые влияют на такие черты лица, как форма носа, губ, нижней челюсти и бровей, при этом 9 из этих регионов ранее не были известны. Результаты генетического анализа более 6 000 добровольцев из Латинской Америки опубликованы в журнале Science Advances.
Определены гены, отвечающие за форму лица

Международная команда исследователей обнаружила, что один из генов, вероятно, был унаследован от денисовцев – вымершей группы древних людей, которые жили десятки тысяч лет назад в Центральной Азии и, по мнению ученых, скрещивались с Homo sapiens, поскольку часть их ДНК присутствует у жителей тихоокеанских островов и коренных обитателей обеих Америк. Ген TBX15 отвечает за форму губ.

«Обнаруженные нами гены могут быть результатом эволюции древних людей по мере их адаптации к условиям окружающей среды, – говорит доктор Каустубх Адхикари из Университетского колледжа Лондона. – Определяющая форму губ версия гена, которая была у денисовцев, могла участвовать в распределении жировой массы тела, делая организм более приспособленным к холодному климату Центральной Азии, а затем передалась современным людям».

По словам Пьера Фо из Университета Экс-Марсель (Франция), ученым впервые удалось показать, что версия гена, унаследованная от древних людей, связана с чертами лица у людей современных, причем сделать это удалось только благодаря отходу от европоцентричных исследований – у современных европейцев нет следов ДНК денисовцев в отличие от коренных американцев.

В ходе исследования специалисты сравнили генетическую информацию более 6 000 добровольцев из Латинской Америки, измерив 59 характеристик формы их лиц (расстояние, углы и соотношение между разными точками). Сделанное открытие улучшит понимание процессов развития, которые определяют форму лица, что в свою очередь поможет в изучении генетических заболеваний, ведущих к появлению лицевых аномалий. Кроме того, исследование вносит свой вклад в развитие знаний об эволюции черт лица у человека и других видов: один из новых генов – VPS13B – влияет на заостренность носа у людей и строение носа у мышей, что указывает на общую генетическую основу у состоящих в дальнем родстве видов млекопитающих.

Фото: UCL, Aix-Marseille University and The Open University research team