Определëн ген, который отвечает за циркадные ритмы мозга

Известно, что ген Npas4 играет ключевую роль в регуляции возбудительных и ингибирующих стимулов мозга. Теперь учёные из Юго-западного медицинского центра Техасского университета выяснили, что этот ген ещё и контролирует мозговые циркадные ритмы.
Определëн ген, который отвечает за циркадные ритмы мозга

Учёные уже давно знают, что участок мозга, известный как супрахиазматическое ядро (СХЯ), отвечает за правильную работу циркадных ритмов мозга. Клетки СХЯ реагируют на сигналы сетчатки, воспринимающей свет, благодаря чему синхронизируют мозговые ритмы с суточным циклом. Однако до недавнего времени молекулярные основания функционирования региона оставались загадкой.

Для того, чтобы обнаружить эти основания учёные использовали технологию секвенирования отдельных клеточных ядер в ходе анализа мозга лабораторных мышей, подверженных световому воздействию. Как выяснилось, все реагирующие на свет подтипы нейронов СХЯ связаны с одним и тем же геном — Npas4.

Чтобы проверить результаты анализа, исследователи отключили в мозге мышей этого ген, а затем снова подвергли их световому воздействию. В результате изменения гены мышей, связанные с циркадным ритмами, перестали работать в обычным режиме, а активность мозга сбилась, переключившись с 24-часового режима на 25-часовой.

По итогам своей работы исследователи отметили, что чем больше известно о молекулярных основаниях циркадных ритмов мозга, тем более эффективными станут терапевтические методы борьбы с целым рядом расстройств, например, расстройствами сна.

Фото: UT Southwestern Medical Center