Обрушение скалы в Гранд-Каньоне раскрыло следы возрастом 313 миллионов лет

Обрушение скалы в Национальном парке Гранд-Каньон в 2016 году привело к обнаружению странных следов древнего животного. Отпечатки лап возрастом 313 миллионов лет представляют собой самые ранние следы, когда-либо обнаруженные в этом районе.
Обрушение скалы в Гранд-Каньоне раскрыло следы возрастом 313 миллионов лет

«Это самые старые следы позвоночных в Гранд-Каньоне, — говорит палеонтолог Стивен Роуленд из Университета Невады. Что еще более важно, они являются одними из самых старых следов откладывающих яйца животных на Земле, и самых ранних свидетельств того, что позвоночные животные в этом районе ходили по песчаным дюнам».
Следы, о которых идет речь, были найдены на валуне, упавшем с ближайшего утеса. Слою древней породы приблизительно 313 миллионов лет. Благодаря случайному событию у ученых появилась возможность изучить самые старые следы и узнать о том, какие животные их оставили, и когда эта каменистая поверхность была песчаной дюной.

Исследователи предполагают, что следы оставлены базальными амниотами — ранними четвероногими позвоночными, в данном случае, возможно, относящимися к основанию древа эволюции рептилий. Первый набор следов смещается вбок, животное имело так называемую походку с горизонтальной последовательностью, то есть поднималось по диагонали по склону дюны.

В этом случае лапы на одной стороне животного движутся последовательно, затем то же самое происходит и на другой стороне (левая задняя нога, левая передняя нога, правая задняя нога, правая передняя нога). Была ли походка следствием крутизны склона или силы ветра — неясно, но следы показывают, что во времена базальных амниот на месте Гранд-Каньона были песчаные дюны.

Вторая группа следов отличается, они сделаны позже. В этом случае животное, возможно, того же вида, двигалось прямо вверх по склону, а не по диагонали. Хотя невозможно точно определить, какое животное оставило следы, ученые говорят, что они похожи на лапы Chelichnus — неоднозначным набором окаменелостей, найденных в Шотландии, датируемых пермским периодом и впервые ошибочно принятых за останки черепахи.
Фото: 1) Stephen Rowlan; 2) Emily Waldman; 3) Rowland et al., PLOS ONE