Обнаружены две сверхмассивные черные дыры, которые вынуждены будут столкнуться

Ученые выяснили, что на расстоянии около 10 миллиардов световых лет от Земли находятся две сверхмассивные черные дыры на такой тесной орбите, что они вынуждены будут столкнуться и образовать гораздо большую черную дыру. По оценкам ученых, это произойдет за относительно короткое время – 10 000 лет.
Обнаружены две сверхмассивные черные дыры, которые вынуждены будут столкнуться

Сверхмассивные черные дыры часто находятся в центрах галактик. Когда две из них замечаются вместе, это указывает на объединение галактик. Обнаружение бинарных сверхмассивных черных дыр важно для исследователей: изучение этих космических объектов может помочь понять, за счет чего черные дыры могли стать такими массивными.

Ученые изучают объект, названный PKS 2131-021. Это галактики с активным галактическим ядром: сверхмассивная черная дыра с огромной скоростью поглощает вещество, пылая от тепла, выделяемого трением и гравитацией в материале, который вращается вокруг ядра.

Группа ученых, изучающая изменения яркости квазаров, отметила странные колебания яркости у объекта PKS 2131. Было зафиксировано, что его яркость колеблется с почти идеальной синусоидой, не наблюдавшейся у квазаров. Такие же колебания яркости обнаружились в данных об этом объекте, собранных еще в 2008 году. В 2021 году эти закономерности заинтересовали астронома Сандру О'Нил из Калифорнийского технологического института. Ее команда обратилась к архивным данным и постаралась понять, насколько далеко в прошлое уходит эта закономерность о колебании яркости PKS 2131.

Были обнаружены данные в период с 1975 по 1983 годы. Согласно оценкам ученых, регулярное колебание яркости связано с орбитальным движением двух черных дыр. По мере того, как они вращаются друг вокруг друга за двухлетние промежутки времени, радиоизлучение тускнеет и светлеет. Архивные данные зафиксировали, что синусоиду со «скачками» яркости можно было наблюдать последовательно в течение восьми лет, начиная с 1976 года. Затем колебания исчезли почти на 20 лет, потом вернулись и продолжаются уже около 17 лет.

Слияние двух массивных черных дыр произойдет примерно через 10 000 лет, однако уже сейчас наблюдения за ними могут подсказать исследователям, как искать подобные системы. Исследование было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Фото: Caltech/R. Hurt/IPAC