Нижегородские физики изучили механизм образования ветвей у молний

О поведении молний учёным до сих пор известно далеко не всё. Например, долгое время оставалось неясным, как перед молнией образуются разрядные каналы, с которыми она сливается, и которые придают ей ветвистую структуру. Недавно нижегородские физики из Института прикладной физики РАН выяснили, как это происходит.
Нижегородские физики изучили механизм образования ветвей у молний
Свою ступенчатую и ветвистую структуру молния получает в результате формирования небольших сгустков плазмы — холодных плазменных каналов, которые уносят избыточный заряд, тем самым приводя к возникновению ступеней молнии. Однако эти каналы образуются в десятках метров от основного канала молнии, а это значит, что между ними отсутствует непосредственная электрическая связь. Но как же тогда эти каналы соединяются с главным разрядом молнии?
Чтобы разобраться, нижегородские физики создали подробную численную модель поведения молнии в момент формирования дополнительных плазменных каналов. Учёные выяснили, что при разряде молнии в воздухе появляются особые зоны ионизации, а также зоны с избыточным положительным зарядом. Этот заряд и превращается в холодные плазменные каналы, которые окружают каждую ветвь молнии. При этом то, как возникают вышеописанные зоны, ещё только предстоит выяснить. Исследователи отметили, что их изучение необходимо для улучшения современных моделей движения молниевого разряда по направлению к земле.
Учёные выразили надежду, что их исследование поможет развитию теории молниевого разряда, а также выработке более совершенных систем прогнозирования поведения молний и методов защиты от них.
Фото: ECMWF