Неандертальцы не вымерли, а были «поглощены» современными людьми

Зубы доисторических людей, найденные больше 100 лет назад, – одно из лучших на сегодняшний день свидетельств существования гибридных сообществ неандертальцев и Homo sapiens.
Неандертальцы не вымерли, а были «поглощены» современными людьми

Тот факт, что неандертальцы и ранние современные люди скрещивались, давно известен – об этом говорит наша ДНК. Однако ископаемых свидетельств такого скрещивания на удивление мало. Тем важнее результаты нового исследования, опубликованного в журнале Human Evolution и посвященного изучению доисторических зубов, найденных в 1910-м и 1911-м годах в пещере Ла-Котт-де-Сен-Брелад на острове Джерси в проливе Ла-Манш. Зубы, принадлежавшие двум индивидуумам, демонстрируют характерные черты межвидового скрещивания.

«Около 2% ДНК людей, живущих за пределами Африки, достались им от неандертальцев, и археологи до сих пор не знают, ни при каких условиях происходило скрещивание видов, ни каких масштабов оно достигало», – комментирует Крис Стрингер, археолог из Лондонского Музея естественной истории.

Существование смешанных сообществ в эпоху среднего палеолита (около 48 тысяч лет назад) говорит о том, что термин «вымирание» не совсем подходит для описания судьбы неандертальцев: они не вымерли, а были «поглощены» новичками, которые прибыли в Европу и постепенно стали доминировать, – Homo sapiens.

Пещера Ла-Котт-де-Сен-Брелад была обитаема на протяжении минимум 200 тысяч лет, о чем говорят находки, сделанные в начале 20-го века: здесь были найдены свыше 20 тысяч каменных орудий и кости мамонтов и шерстистых носорогов. А кроме того были найдены 13 зубов, которые, как считалось изначально, принадлежали одному неандертальцу. Один зуб со временем был потерян, еще один оказался зубом животного. Оставшиеся 11 зубов Стрингер вместе с коллегами изучил с помощью современных технологий, включая КТ-сканирование. Оказалось, что они принадлежали двум людям, более того они демонстрировали четкие следы межвидового скрещивания.

«Корешки зубов похожи на типично неандертальские, а шейки и коронки – как у зубов современных людей, – говорит Стрингер. – Я считаю, что это лучшее на сегодня ископаемое свидетельство того, что неандертальцы смешались с Homo sapiens, хотя у нас еще нет результатов анализа ДНК».

Последнее датирование отложений в пещере позволяет предположить, что зубам около 48 тысяч лет, то есть их обладатели жили примерно за 8 тысяч лет до «вымирания» неандертальцев. Эти древние люди появились около 400 тысяч лет назад, их ископаемые останки находят по всей Евразии. Те, что были найдены в пещере Ла-Котт, относятся к последнему периоду существования вида. При этом то время было важным для современного человека – первые представители Homo sapiens начали расселяться по Европе и скрещиваться с неандертальцами. Причина, по которой последние исчезли, остается неясной: это мог быть жестокий конфликт с современными людьми, неизвестная выкосившая их болезнь, неспособность адаптироваться к изменениям климата или вышеупомянутое межвидовое скрещивание. «Поглощение» неандертальцев нашими предками может быть одним из вполне разумных объяснений судьбы древних людей.

Фото: Natural Museum of History