Найдена молекулярная связь между питанием и риском развития рака толстой и прямой кишки

Международная команда исследователей обнаружила прямую молекулярную связь между рационом с употреблением мяса и молочных продуктов и выработкой антител в крови, которые повышают риск возникновения рака. Эта связь может объяснить высокий уровень онкологических заболеваний среди тех, кто в больших количествах употребляет такие продукты.

Исследование проведено под руководством доктора Вереда Падлер-Каравани, сотрудника кафедры клеточных исследований и иммунологии факультета медико-биологических наук Тель-Авивского университета, и опубликовано в журнале BMC Medicine.

Neu5Gc – сахарная молекула, встречающаяся в тканях млекопитающих, но не в тканях мяса птицы или рыбы. Люди вырабатывают антитела к ней еще в детстве, когда впервые пробуют молочные и мясные продукты. Давно известно, что эти антитела повышают риск развития рака, особенно рака прямой и толстой кишки, однако до сих пор не было найдено четкой связи между ними и употреблением мяса и молочных продуктов.

В ходе нынешнего исследования ученые использовали данные обширного обследования питания нации, проведенного во Франции: они измеряли количество Neu5Gc в различных мясных и молочных продуктах, характерных для рациона жителей этой страны. Всего в исследовании приняли участие 19 621 человек в возрасте от 18 лет, которые вели дневник питания на протяжении нескольких дней. Затем исследователи взяли репрезентативную выборку из 120 участников, которых они протестировали на наличие анти-Neu5Gc антител в их крови. На основании полученных данных Падлер-Каравани и его команда создали так называемый Gc-индекс, ранжирующий продукты, чрезмерное потребление которых может привести к повышению количества антител, что в свою очередь может увеличить риск возникновения рака.

«Мы обнаружили значительную корреляцию между чрезмерным потреблением Neu5Gc, содержащихся в красном мясе и сырах, и повышенной выработкой антител, – говорит доктор Падлер-Каравани. – Такую молекулярную связь удалось выявить впервые».