Мужская Y-хромосома умеет больше, чем мы думали

Новое исследование проливает свет на малоизвестную роль Y-хромосомы, которая может объяснить, почему мужчины страдают от различных заболеваний, включая Covid-19, не так, как женщины. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.
Мужская Y-хромосома умеет больше, чем мы думали

По словам Кристиана Дешеппера, руководителя научно-исследовательского подразделения экспериментальной кардиоваскулярной биологии при Монреальском институте клинических исследований (Канада), результаты новой работы объясняют, почему мужские клетки функционируют отлично от женских, а в будущем помогут пролить свет на то, почему мужчины болеют не так, как женщины.

У каждого человека есть 23 пары хромосом, включая одну пару половых, при этом у женщин это две X-хромосомы, а у мужчин – одна X-хромосома и одна Y-хромосома. Эта мужская хромосома содержит гены, которых нет у женщин, и до сих пор считалось, что роль этих генов ограничена только функционированием половых органов.

В ходе нового исследования Дешеппер провел генетическую манипуляцию, инактивировав два гена на Y-хромосоме, что привело к изменению нескольких сигнальных путей, играющих важную роль в определенных функциях клеток неполовых органов. Например, при стрессе некоторые из поврежденных механизмов могли влиять на способ, с помощью которого клетки сердца защищают себя от такого воздействия, как сниженный приток крови или механическая нагрузка. Кроме того, оказалось, что эти мужские гены выполняли свои регуляторные функции отличным образом в сравнении с механизмами, обычно использующимися большинством других генов неполовых хромосом. То есть вместо активации определенных генов путем прямого воздействия на геномном уровне Y-хромосома, вероятно, воздействует на клеточные функции, оказывая влияние на синтез белков.

Открытие этих различий в функционировании генов может частично объяснить, почему работа генов мужской Y-хромосомы так мало изучена. Мужчины отличаются от женщин в том, как начинается большинство заболеваний, как они протекают и каковы их последствия. Особенно хорошо это видно на примере текущей пандемии Covid-19, при которой уровень смертности среди мужчин в 2 раза выше, чем среди женщин.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain