Микропластиковое загрязнение усиливает антибиотикорезистентность

Техасские исследователи выяснили, что пластик, используемый в одноразовых контейнерах и других предметах быта, повышает резистентность бактерий к антибиотикам. Оказалось, что после разложения на микропластиковые частицы полистироловые отходы становятся «домом» не только для микробов и токсинов, но и для генетического материала, снабжающего бактерии резистентностью.
Микропластиковое загрязнение усиливает антибиотикорезистентность

Работа учёных, опубликованная в Journal of Hazardous Materials, описывает, как микропластик под воздействием ультрафиолета становится платформой для существования антибиотикорезистентных генов. Далее этими генами «вооружаются» биологические векторы, способные проникать в организм человека и тем самым снижать его способность бороться с инфекциями.

Всё это происходит благодаря горизонтальному переносу генов — процессу передачи генетического материала от организма к организму-непотомку. По мнению исследователей, микропластиковая среда предельно удобна для такого переноса, в связи с чем количество его случаев увеличивается.

Было установлено, что поверхность микропластиковых частиц в результате ультрафиолетового воздействия приобретает способность захватывать микробы. По мере разложения микропластика запускается процесс деполимеризации, химикаты проникают в мембраны микробов, а вместе с ними — и генетический материал, наделяющий их резистентностью. Это усиливает средовой фактор распространения антибиотикорезистентности.

Фото: Rice University