Меньше мяса – дольше жизнь

Ученые обнаружили свидетельства того, что ограничение приема белка, в частности животного, содержащегося в мясе, может быть важно для здорового старения. Причина удивительна: уменьшение потребления животного белка заставляет ткани организма вырабатывать сероводород – токсичный газ, пахнущий протухшими яйцами, который тем не менее необходим для организма.
Меньше мяса – дольше жизнь

Сероводород – совсем не тот газ, с которым большинство из нас хотело бы иметь дело: он воняет и участвует в процессе метеоризма, а его токсичность связана как минимум с одним массовым вымиранием в истории планеты. И тем не менее наш организм вырабатывает небольшое количество этого газа, который служит сигнальной молекулой. Только сейчас ученые начинают понимать связь между рационом и производством H2S.

Когда исследователи отправляли организмы на тщательно сбалансированную, но строгую диету, здоровая продолжительность жизни этих организмов существенно повышалась. Это было верно для дрожжей, плодовых мушек, червей и обезьян. У мышей, придерживавшихся такого рациона, снижался риск развития рака, улучшалась работа иммунной системы и повышались познавательные способности. Но поскольку старение и долголетие – процессы сложные, ученым трудно достоверно определить стоящие за ними механизмы. Недавние исследования предполагают, что не последнюю роль здесь играет сероводород.

Результаты работ, проводившихся с начала 1990-х годов, указывают на то, что снижение потребления определенных серосодержащих аминокислот – строительных блоков белков – может увеличивать продолжительность жизни у крыс до 30%. А в ходе недавнего исследования Гарвардского университета специалисты ограничивали потребление животными цистеина и метионина, что приводило к усиленной выработке H2S в тканях. Это в свою очередь запускало каскад благоприятных последствий, включая увеличение «создания» новых кровеносных сосудов и лучшую сопротивляемость оксидативному стрессу в печени.

Пока неясно, имеет ли ограничение потребления серосодержащих аминокислот тот же эффект у человека, однако результаты одного исследования с участием 11 576 человек, проведенного в США в 2020-м году, говорят о том, что имеет. Авторы исследования выяснили, что меньшее поступление этих аминокислот в организм связано со снижением уровня холестерина и глюкозы в крови – факторов риска кардиометаболических заболеваний (болезней сердца, инсульта и диабета). Увы, людям придется постараться, чтобы снизить потребление серосодержащих аминокислот, ведь они в изобилии есть в мясе, молочных продуктах и яйцах. И есть одна оговорка: эти аминокислоты играют важнейшую роль в процессе роста, поэтому детям нельзя снижать их употребление.