Магнитное поле Марса существовало намного раньше, чем было известно ранее

Магнитное поле Марса появилось намного раньше, чем принято думать. К такому выводу пришли ученые из университета Британской Колумбии совместно с коллегами из США и Франции.
Магнитное поле Марса существовало намного раньше, чем было известно ранее

Магнитное поле планеты возникает посредством того, что в науке называется динамо — конвекционным потокам в жидком токопроводящем ядре. На данный момент теория динамо является общепринятой теорией образования магнитных полей планет. Именно динамо является тем, что заставляет стрелки компаса занимать положение сообразно магнитным полюсам Земли. Однако, динамо Марса исчезло миллиарды лет назад.

В новом исследовании планетологам удалось установить достаточно точные временные рамки функционирования динамо Марса. По их сведениям, динамо планеты существовало 4.5-3.7 млрд. лет назад. Эти цифры отличаются от предыдущей известной ученым информации и, по их словам, помогут в дальнейшем лучше изучить термическую историю Марса, его эволюцию и то, какой эта планета является сейчас.

Ключами к раскрытию геомагнитной истории планеты являются камни, лежащие на ее поверхности и породы, располагающиеся под поверхностью. Камни — своего рода средства материальной записи, подобно магнитным лентам в магнитофонах. Особенно это касается камней, имеющих вулканическую природу. Последние возникают как лава, но затем под воздействием магнитного поля и других факторов охлаждаются и затвердевают. Таким образом материалы, составляющие эти камни, располагаются в соответствии с магнитным полем планеты.

Предыдущие данные о камнях Марса указывали на то, что динамо планеты было активно между 4.3 и 4.2 млрд. лет назад. однако, около 3.9 млрд. лет назад динамо уже не было активно, ведь ученые не обнаружили следов магнетизма в бассейнах, сформировавшихся в это время.

В новом исследовании планетологи проанализировали новые данные, полученные спутниками. Ученые сосредоточились на магнитном поле, исходящем от региона Lucus Planum, а точнее — исходившего из него 3.7 млрд. лет назад потока лавы. Этот период времени — значительно более поздний, чем формирование бассейнов, упомянутых выше.

Ученые также обнаружили малоинтенсивные магнитные поля неподалеку от бассейна Бореались, находящегося в северном полушарии планеты и сформировавшегося около 4.5 млрд. лет назад.

Эти два новых факта указывают на то, что динамо у Марса функционировало раньше, чем считалось до этого. В дальнейшем ученые продолжат изучать историю геомагнитной обстановки планеты.

фото: CC0 Public Domain