Курение связали с кровоизлиянием в мозге

Исследователи из Финляндии, изучив более 16 тысяч пар близнецов, обнаружили связь между курением и субарахноидальным кровоизлиянием – разновидностью инсульта, чаще всего приводящего к летальному исходу. Результаты их работы говорят о том, что кровоизлияние может возникать не столько из-за генетической предрасположенности, сколько из-за влияния факторов окружающей среды, включая курение.
Курение связали с кровоизлиянием в мозге

Результаты исследования 2010 года, в котором принимали участие почти 80 тысяч близнецов из Дании, Финляндии и Швеции, предположили, что субарахноидальное кровоизлияние больше связано с внешними факторами риска, чем с генетическими. Поскольку гены близнецов идентичны либо полностью, либо наполовину, их изучение позволяет оценить роль генетики в развитии различных заболеваний в сравнении с факторами окружающей среды. Авторы нынешнего исследования решили выяснить, что происходит, когда смертельное кровоизлияние в мозгу поражает только одного из близнецов, и предположили, что курение – наиболее важный фактор риска – может играть в этом значительную роль. Для этого они проанализировали данные о состоянии здоровья 32,5 тысяч однополых близнецов, за которыми наблюдали с 1976-го по 2018-й годы. За 42 года наблюдений было зафиксировано 120 случаев инсульта со смертельным исходом, при этом исследователям удалось обнаружить четкую связь между возникновением инсульта и курением.

Данные, собранные за годы наблюдений, включали информацию о курении, высоком кровяном давлении, физической активности, индексе массы тела, образовании, употреблении алкоголя. Все участники исследования были разделены на две группы – курильщики и некурящие (бывшие и никогда не курившие), курильщиков также разделили на подгруппы в соответствии с количеством выкуриваемых сигарет в день (менее 10, от 10 до 19, больше 20). Сопоставив эти данные со случаями инсульта, ученые выяснили, что заядлые курильщики, а также те, кто выкуривал от 10 до 19 сигарет в день, имели в 3 раза более высокий риск смерти от мозгового кровоизлияния, а у тех, кто выкуривал менее 10 сигарет в день, этот риск был в 2,8 раза выше. Средний возраст возникновения инсульта – 61,4 года. Такие факторы риска, как высокое кровяное давление, низкая физическая активность и пол, не оказывали значительного влияния на развитие инсульта.