Компьютерная томография показала самую древнюю опухоль у земноводного животного

Ученые обнаружили самый ранний случай доброкачественной опухоли на челюсти древней амфибии.
Компьютерная томография показала самую древнюю опухоль у земноводного животного

Опухоль обнаружили на нижней челюсти бентозуха (Benthosuchus korobkovi) - раннетриасовой амфибии, происходящей из отложений возрастом около 251 миллион лет в Ярославской области. Информация была опубликована на сайте Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН.

Бентозухи имели клиновидный череп с притупленной мордой, предглазничный удлинённый отдел, маленькое отверстие между предчелюстными костями, направленные вверх глазницы и две пары «клыков» на нёбе.

Фрагмент скелета был изучен сотрудниками Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН совместно с врачами-рентгенологами из Санкт-Петербурга. Животное, на чьих останках была обнаружена опухоль, имело длину тела около 1,6 метра и череп длиной не менее 40 сантиметров. На губной стороне фрагмента ученые обнаружили продолговатое вздутие костной ткани длинной 29,8 миллиметра и шириной до 17,5 миллиметра. Мультиспиральная компьютерная томография показала, что подобные изменения характерны для челюстной доброкачественной костной опухоли.

Ранее ученые уже сталкивались с патологическими изменениями костной ткани у древних позвоночных, но их причиной обычно становились прижизненные механические повреждения: укусы, ушибы или переломы. Редко, но патологии могли появляться из-за деятельности патогенных бактерий, сбоев в обмене веществ или возрастных изменений. Больше всего примеров подобных изменений можно наблюдать у мезозойских рептилий.

У найденных древних амфибий скелетные аномалии встречались сравнительно редко, часто из-за сбоев онтогенетического развития. Ученые лишь раз зафиксировали случай патологического опухолевидного изменения костной ткани у земноводных – на одной из костей черепа амфибии Паротозухи раннего триасового периода.

Фото: 1) wikipedia.org; 2) Benthosuchus korobkovi Ivachnenko, правая ветвь нижней челюсти, вид сверху; 3) Benthosuchus korobkovi Ivachnenko, правая ветвь нижней челюсти с лабиальной стороны