Китайские ученые проследили генетическую эволюцию европейцев за несколько тысяч лет

Группа исследователей из нескольких институтов Китая проследила, какие эволюционные изменения, вызванные естественным отбором, произошли у европейцев за последние несколько тысяч лет. Ученые провели сравнительный анализ особенностей людей, живущих сегодня в Великобритании, и населения Европы тысячи лет назад. Структура нескольких сотен генов заметно изменилась.

Исследователи получили доступ к британскому банку, где хранятся биологические генетические данные. Аналогичные данные были получены и из других организаций, где хранится генетический материал, позволяющий судить о жителях Европы.

Ученые отобрали 870 различных особенностей работы человеческого организма, связанных с определенными генами, и сравнили эти особенности у современных британцев (большинство из которых европейского происхождения) с генами, обнаруженными у людей прошлых веков. Среди анализируемых признаков были пигментация кожи, особенности питания, размеры тела. Все три признака, как утверждают ученые, находятся под постоянным давлением естественного отбора, что приводит к изменениям в геноме.

Было обнаружено, что эволюция затронула около 88 процентов из анализируемых генов. Далеко не все изменения положительны, но в большинстве случаев естественный отбор привел к уменьшению шансов на развитие тяжелых болезней и повысил шансы на продолжение рода.

По мнению исследователей, изменения в пигментации кожи вполне ожидаемы из-за разного воздействия ультрафиолетового излучения. У первых жителей Европы кожа была довольно темная, затем стала светлее. С изменением климата ученые связывают различное потребление витамина D, разные теплорегуляцию и размеры тела. При этом, некоторые изменения с европейцами не произошли: так, ряд генетических факторов, связанных с воспалением кишечника и анорексией, почти не изменился у современных людей.

Исследовательская группа признает, что их результаты пока предварительные, так как необходима более детальная работа, которая будет продолжаться.

Имеющиеся на данный момент результаты опубликованы в журнале Nature Human Behavior.

Фото: Elaine Kurtenbach