Хромосомы меняют форму во время дифференцировки клеток

Считается, что TAD — это стабильные единицы хромосом, и что их местоположения во всех клетках фиксировано. А вот организованные области A/B различаются в зависимости от типов клеток. Это означает, что границы между ними во время дифференцировки меняются. Тем не менее, никто никогда этого не наблюдал.
Хромосомы меняют форму во время дифференцировки клеток
Хромосомы млекопитающих состоят из топологически ассоциированных доменов (ТАД) размером с мегабазу. Несколько ТАД формируют отдельные клеточные области A и B. Содержащие много активных генов, образуют области A, тогда как ТАД с небольшим количеством активных генов или вообще без них образуют области B.
В настоящее время ученые детально наблюдают за изменениями в областях A/B при дифференцировки эмбриональных стволовых клеток мыши. Они обнаружили много областей генома, переключающих области, либо с А на В, либо наоборот. И это хорошо взаимодействует с областями генома, которые переключают время их синхронизации.

Изменения областей, А на В сопровождались движениями от ядра к периферии и репрессией генов, в то время, как изменения областей В на А сопровождались движениями от периферии ядра к внутренней части и активацией генов. Эти результаты говорят о том, что изменения областей A/B представляют собой физические движения частей хромосом в трехмерном ядерном пространстве и сопровождаются изменениями экспрессии генов и временем синхронизации.

Что касается временной взаимосвязи между движениями хромосом, изменениями в экспрессии генов и сроках синхронизации, ученые обнаружили, что области генома, переключающиеся из области B в A, делали это за один-два дня до активации гена.

Фото: CC0 Public Domain