Химический анализ помог понять, кто отложил яйца в Мексике десятки миллионов лет назад

С момента знаменитого обнаружения яиц динозавров в пустыне Гоби в 1920-х годах окаменелые останки захватили воображение палеонтологов и публики. И хотя с тех пор яйца динозавров находят на всех континентах планеты, ученые не всегда могут понять, какой именно вид отложил их. В случае с находкой, сделанной в Мексике, это удалось выяснить с помощью сравнения микроструктуры яиц и анализа их химического состава.

Поскольку многие яйца динозавров имеют схожие форму и размеры, определить вид родителя зачастую бывает довольно сложно. Помочь в этом могут ископаемые останки эмбрионов внутри (но они встречаются крайне редко), останки детенышей динозавров, найденные в том же гнезде, или останки взрослой особи, если они были обнаружены рядом. Ученым также удалось определить микроскопические характеристики яичной скорлупы, которая различается у разных видов динозавров. А изучение химического состава фрагментов яичной скорлупы помогает лучше понимать состояние древней окружающей среды и тех условий, которые привели к фоссилизации.

Абель Морено и его коллеги решили сравнить микроструктуру и состав скорлуп пяти яиц динозавров, найденных в местечке Эль Галло в Мексике. На основании формы и размеров яиц, а также ископаемых находок на этой территории исследователи пришли к выводу, что три яйца были отложены орнитоподами (двуногими травоядными) из семейства хадрозавров – динозавров с утиным носом. Еще одно яйцо принадлежало тероподу (двуногому хищнику) из семейства троодонтидов – небольших, похожих на птиц динозавров. Последний образец сохранился хуже всего, его не удалось классифицировать с первого раза.

Тогда исследователи прибегли к помощи сканирующей электронной микроскопии, которая позволила им изучить внешнюю и внутреннюю поверхность скорлупы, а также ее поперечное сечение. На контрасте с гладкой внешней поверхностью скорлупы тероподов, скорлупа яиц орнитоподов и неопознанного образца отличалась узелками, расположенными на разном расстоянии на всей поверхности. Снимки поперечного сечения позволили ученым предположить, что неопознанное яйцо также принадлежало семейству хадрозавров.

Кроме того, исследователи провели анализ химического состава скорлупы яиц динозавров – первый анализ подобного рода, выполненный для найденных в Мексике ископаемых. Сделанные находки позволят больше узнать о том, как процесс фоссилизации происходит у разных видов и в разных местах.