Иммунная система женщины по-разному работает во время первой и следующих беременностей, а также между ними

Результаты нового исследования помогут ответить на важнейшие вопросы, над которыми на протяжении многих лет бьются врачи и ученые, – о причинах невынашивания беременности, мертворождения и других осложнений, включая преждевременные роды.

По словам Синг Синг Вэя, директора Центра воспалительных заболеваний и иммунологической толерантности при детской больнице Цинциннати, науке до сих пор неизвестны клеточные и молекулярные механизмы, приводящие к невынашиванию беременности и преждевременным родам. Именно этим вопросам посвящено его исследование, результаты которого опубликованы в журнале Cell Reports.

Вэй решил обратить внимание на то, как меняется иммунная система матери во время беременности, а также на иммунологические расстройства, связанные с осложнениями во время беременности. Хорошо известно, что иммунная система беременной женщины меняется для того, чтобы ее организм не отвергал развивающийся плод. Это крайне чувствительный баланс, нарушение которого в результате, например, воздействия факторов окружающей среды ведет к невынашиванию или различным осложнениям.

Но команде Вэя удалось выяснить, что помимо всего прочего иммунная система женщины по-разному ведет себя во время первой и последующих беременностей, а также между ними. В частности, во время первой беременности в организме матери запускается процесс накопления специфических Т-клеток, вырабатываемых плодом, – трансмембранного гликопротеина CD8+. Это позволяет организму женщины «запомнить» состояние беременности на уровне иммунитета. Во время последующих беременностей биосинтез белков PD-1 (мембранный белок надсемейства иммуноглобулинов) и LAG-3 «напоминает» иммунитету о том, что нужно быть толерантным к развивающемуся плоду. Однако молекулярные нарушения, которые нейтрализуют биосинтез этих белков, приводят к дезактивации CD8+ Т-клеток, что может стать причиной выборочного невынашивания последующих беременностей.