Голод помогает рыбам побеждать в схватках с сородичами

Лишение рыбы данио-рерио пищи на 6 дней усиливает ее шансы на победу в бое с сытым сородичем, так как голод активизирует определенные пути в ее мозге. Это открытие может сказать многое не только о рыбах, но и о других животных и даже людях.
Голод помогает рыбам побеждать в схватках с сородичами

Как известно, социальные животные — рыбы, кошки, приматы и другие — часто вступают в схватки друг с другом, чтобы занять определенное положение в групповой иерархии — иметь больший доступ к ресурсам и партнерам для спаривания. Специалисты в области нейронаук давно интересуются тем, как нейронные связи мозга управляют этими социальными механизмами. С этого ракурса одним из лучших объектов изучения являются рыбки данио-рерио, так как конкурентное поведение у них сильно развито: они постоянно сражаются друг с другом.

При этом нередко можно наблюдать ситуацию, когда за положение в иерархии бьются сытая и голодная рыбы данио-рерио. Скорее всего, большинство из нас предположат, что схватку выиграет наиболее сытая рыба. В таком случае нас ждет разочарование: ученые из RIKEN установили, что 75% «рыбьих боев» выигрывают изголодавшиеся представители вида. Почему? Ответ стоит искать в области нейронаук.

Ученые выяснили, что успех той или иной рыбы данио-рерио в бою с сородичем зависит от активности особого нейронного пути, называемого хабенулой. Рыбы, у которых этот путь активизируется во время боя, склонны одерживать победу. При ближайшем рассмотрении ученые поняли, что драйвером активности хабенулы у данио-рерио является сильный голод.

По словам ученых, логика поведения рыб с активной хабенулой проста: чем больше голод, тем сильнее необходимость одержать победу в бою, чтобы в итоге получить доступ к большему количеству пищи. Ученые также сообщают о том, что у человека может функционировать похожий механизм, так как хабенула существует и у людей. Кроме того, ученые выявили нейропептид, ответственный за активацию хабенулы у рыб данио-рерио, называемый орексином.

В дальнейшем ученые собираются изучить молекулярные механизмы, лежащие в основе поведения рыб данио-рерио, при котором голод выступает залогом победы.

фото: K H Fung/Science Photo Library