Геологи обнаружили «конвейер» магмы, питавший самое длительное в истории планеты извержение супервулкана

Сдвиги в океанском дне привели к формированию каналов, через которые свободно вытекала магма. Это, в свою очередь, спровоцировало извержение вулканов, длившееся 32 миллиона лет!

Все дело происходило на плато Кергелен, ныне расположенном под Индийским океаном. Крупная магматическая провинция – масштабное скопление магмы и лавы – помогла ученым проследить вулканическую активность в далеком прошлом планеты.

«Невероятно большое скопление вулканических пород представляет огромный интерес для ученых из-за своей связи с массовым вымиранием видов, климатическими катаклизмами и формированием месторождений руды», – говорит геолог Цян Цзян из Технологического университета Кертина (Австралия).

С помощью образцов базальтовых пород со дна океана и метода определения возраста на основании изотопов аргона Цзян и его коллеги выяснили объем и происхождение магматической провинции на мантийном плюме. Оказалось, что в течение приблизительно 32 миллионов лет вулканической активности плато Кергелен вырастало примерно на 20 см в год. Учитывая огромный размер магматической провинции – в 3 три раза больше площади Японии - такой объем излияний мог с легкостью заполнять 184 000 олимпийских плавательных бассейнов ежегодно. Объяснением столь длительной вулканической активности на плато Кергелен может служить его уникальная конфигурация: мантийный плюм – горячий мантийный поток – сочетается с медленноспрединговыми срединно-океаническими хребтами, направляющими магму вверх.

«То есть магма постоянно вытекала через эти хребты, служившие своеобразным магматическим «конвейером», на протяжении 30 с лишним миллионов лет, – говорит геолог Хьюго Олирук. – Другие вулканы перестают извергаться, поскольку при охлаждении температуры каналы блокируются застывшей магмой. В случае с плато Кергелен мантийный плюм действовал как горелка Бунзена и поддерживал расплавление мантии».
В течение многих миллионов лет вулканическая активность на планете Земля была весьма интенсивной, однако примерно 90 миллионов лет назад она резко снизилась, и ученые до сих пор не знают почему. Поэтому так важно продолжать изучение вулканов сегодня – чем больше мы узнаем об их устройстве и активности, тем лучше мы сможем защитить себя в случае извержения.
«Обнаружение этого невероятно длинного извержения, занявшего миллионы лет, крайне важно, поскольку помогает понять, какие факторы контролируют начало и окончание вулканической активности», – считает специалист по геохронологии Фред Юрдан.
Фото: Arctic-Images/Stone/Getty Images