Гены 600-летних деревьев гинкго практически не отличаются от генов их юных сородичей

Ученые давно пытаются разгадать секрет потенциального бессмертия некоторых деревьев, например, калифорнийских мамонтовых сосен, которые могут доживать до 2 тысяч лет, или гигантских секвой, возраст которых может достигать 3 тысяч лет. Эндемичное для Китая растение гинкго билоба также может перешагнуть порог в 1000 лет.

Международная команда исследователей из КНР и США, изучавшая деревья гинкго в отдаленной китайской провинции Хубей, обнаружила ряд генов, которые могут объяснить их долгожительство. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Гинкговые деревья давно считаются биологически уникальным видом: возраст ископаемых останков их веерообразных листьев достигает более 200 миллионов лет! При этом палеоботаники считают, что современные гинкго едва ли изменились за свою многотысячелетнюю историю, хотя все их ближайшие родственники давно вымерли.

Чтобы выяснить, какие биологические механизмы лежат в основе долговечности гинкго, исследователи решили сравнить генетические образцы молодых и старых деревьев. Для этого они обратились к сосудистому камбию, представляющему собой образовательную ткань в стеблях и корнях, – сезонные изменения в нем обуславливают образование годичных колец. Ученые собрали образцы 34 деревьев гинкго возрастом от 15 до 667 лет и сравнили РНК их сосудистого камбия. Полученные результаты стали первыми свидетельствами молекулярной основы старения у деревьев.

Оказалось, что у 600-летних деревьев гены, отвечающие за защиту от патогенов и сопротивляемость болезням, оставались стабильно активными. Работа других генов, связанных с производством антиоксидантов и противомикробных веществ, также не выглядела увядающей. При этом ученым не удалось обнаружить в генах признаков, связанных со старением.

«Интересно, что деревья, которым по несколько сотен лет, все еще производят пригодные семена и пыльцу», – удивляется Цзиньсин Лин, ботаник из Пекинского лесотехнического университета, ведущий автор исследования.

Гинкго известны и другими удивительными особенностями – эти деревья невероятно устойчивы к болезням, пестицидам и загрязнению, что делает их популярным среди городских планировщиков видом. А знаменитая роща гинкго в Хиросиме не только пережила ядерную бомбардировку, но и зацвела следующей весной!

Следующим шагом для исследователей станет изучение соматических мутаций гинкго, то есть тех изменений в ДНК, которые не наследуются, а приобретаются под воздействием факторов окружающей среды.

Фото: Unsplash