Генетические вариации повышают вероятность ночного энуреза

Исследователи из Орхусского университета (Дания) обнаружили аллели, которые повышают вероятность возникновения ночного энуреза – распространенного заболевания, также известного как ночное недержание мочи.
Генетические вариации повышают вероятность ночного энуреза

Давно известно, что ночной энурез – заболевание наследственное: страдающие им дети часто имеют родителей или братьев и сестер с таким же диагнозом. Однако до сих пор ученым не удавалось точно установить, какие гены стоят за заболеванием, поэтому специалисты Орхусского университета в сотрудничестве с коллегами из разных стран мира провели крупномасштабное исследование по изучению генов 3900 детей и подростков Дании, имевших такой диагноз или принимавших соответствующие препараты.

«Около 16% детей в возрасте 7 лет страдают ночным энурезом, и хотя большинство из них «перерастает» заболевание, от 1 до 2% молодых людей все еще имеют эту проблему, – комментирует Джейн Кристенсен, один из авторов исследования, – Это серьезное состояние, отрицательно сказывающееся на самооценке и самочувствии детей. Многие из них боятся быть высмеянными и зачастую отказываются от участия в мероприятиях, требующих ночевки».

В ходе исследования ученые сравнили гены детей с энурезом с данными детей из контрольной группы, которые не имели заболевания, и обнаружили два участка генома с определенными аллелями, которые повышали риск развития недержания мочи. Эти гены играют роль в снижении производства мочи ночью «по команде» мозга, регуляции активности мочевого пузыря и поддержании необходимого состояния сна. Интересно, что примерно в трети случаев за риск возникновения ночного энуреза отвечают довольно распространенные генетические вариации, присутствующие у большинства людей.

«Однако можно иметь эти генетические вариации и не страдать при этом от недержания мочи, потому что на развитие заболевания влияют и другие факторы риска, пока не изученные досконально. Нет какого-то одного гена, который указывал бы на предрасположенность к энурезу», – пишут авторы исследования.

Ученые также выяснили, что дети с повышенным риском развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) более уязвимы к развитию энуреза, то есть эти заболевания имеют общую генетическую причину. А изучение более 5500 жителей Исландии показало, что и у них есть те же самые генетические вариации, которые повышают риск возникновения недержания мочи. В будущем ученые планируют выяснить, отвечают ли те же самые аллели за ночной энурез у детей из других регионов мира.

Фото: CCO Public Domain