Эйнштейн не врал: в космосе обнаружена «танцующая» звёзда

Ранее её появление было предсказано знаменитым физиком в его описании влияния общей теории относительности на орбиты звезд около массивных черных дыр.
Эйнштейн не врал: в космосе обнаружена «танцующая» звёзда
Наблюдения впервые показали, что звезда, вращающаяся вокруг сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути, движется именно так, как предсказано общей теорией относительности Эйнштейна, и её орбита имеет форму розетки, а не эллипса, как предсказывала теория тяготения Ньютона.
Учёным потребовалось почти 30 лет исследований и наблюдений, чтобы подтвердить гипотезу, которую Эйнштейн вывел ещё в 1915 году. Тогда знаменитый учёный утверждал, что не все космические объекты вращаются вокруг других по ньютоновской модели замкнутой орбиты. Эйнштейн был уверен, что если действует теория относительности, то небесное тело будет менять точки разворота. В частности он был убежден, что по таким орбитам можно будет определять наличие черной дыры.
Впервые теорию Эйнштейна подтвердило поведение Меркурия. Ну а теперь, спустя целое столетие, астрономы подводят итоги: обнаруженная ими в центре Млечного Пути звезда S2 движется вокруг чёрной дыры, совершая своеобразный танец. Она движется по орбите не в виде эллипса, а скорее описывая какой-то цветок, и с каждым разом, когда эта звезда отдаляется и приближается к чёрной дыре, она совершает небольшое смещение в сторону, вырисовывая своими движениями своеобразные лепестки.
Исследование поведения S2 заняло у астрономов целых 27 лет, так как для наблюдения полного оборота звезды учёным пришлось ждать 16 земных лет. Ну а помощь в измерениях учёным оказал Очень Большой Телескоп (VLT) из Европейской южной обсерватории (ESO).
«Сто лет спустя мы обнаружили тот же самый эффект [как у Меркурия] в движении звезды, вращающейся вокруг компактного радиоисточника Стрелец A* в центре Млечного Пути. Этот наблюдательный прорыв укрепляет доказательства того, что Стрелец А* должен быть сверхмассивной черной дырой с массой в 4 миллиона масс Солнца», – рассказал Рейнхард Генцель, директор Института внеземной физики Макса Планка в Германии.
Открытие позволит учёным ещё тщательней изучить обнаруженную чёрную дыру и подробно узнать о её массе, расположении, пространстве и времени вокруг нее. Ещё одним результатом исследования станет возможность узнать о характере и особенностях происхождения сверхмассивных звёзд.
Фото: European Southern Observatory