Доисторические морские лилии пересекали океаны юрского периода на плотах

Английский городок Лайм Риджис является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Юрское побережье». Именно здесь в 1830-х годах Уильям Баклэнд, прославившийся открытием первого динозавра Megalosaurus, собирал различные окаменелости, когда обнаружил ископаемые останки криноид. Похожие на цветы и также известные как морские лилии, на самом деле эти создания – животные и близкие родственники современных морских ежей и морских звезд.
Доисторические морские лилии пересекали океаны юрского периода на плотах

Найденные Баклэндом криноиды жили в юрском периоде – около 180 миллионов лет назад. Внимательно осмотрев находку, ученый заметил, что окаменелости были прикреплены к превратившимся в уголь кусочкам древесины. Баклэнд предположил, что криноиды прикрепились к древесине еще будучи живыми, а то и вовсе провели так всю свою жизнь. Однако научный мир встретил это предположение скептически, и только во второй половине 20 века находка в окрестностях немецкого Штутгарта позволила подтвердить фантастическую гипотезу ученого.

В 1960-х годах в деревушке Хольцмаден были найдены целые россыпи ископаемых останков морских рептилий, крокодилов и аммонитов, а среди них – целые бревна, покрытые гигантскими колониями прекрасно сохранившихся криноид. Открытие позволило не только подтвердить гипотезу Баклэнда о том, что в древности криноиды перемещались по океанам на плотах, но и доказать, что они проводили на дрейфующих бревнах всю свою жизнь, поскольку в юрском периоде на месте Хольцмадена было необитаемое морское дно с крайне низким уровнем кислорода. Чтобы выжить, морские лилии должны были быть постоянно прикреплены к бревнам. Однако оставалась еще одна загадка – как долго могли существовать такие плоты? Ведь процесс взросления криноид мог длиться до 10 лет, а за это время импровизированный плот мог затонуть под тяжестью разросшейся колонии или разрушиться. Ответить на этот вопрос помогло исследование современных колоний криноид, обитающих у берегов Японии, которое обнаружило, что даже огромные колонии морских лилий весят недостаточно много для того, чтобы бревно затонуло. В ходе этого исследования ученые также оценили разные породы древесины, которые существовали в юрском периоде, и выяснили, что до затопления плот с грузом в виде криноид мог существовать от 15 до 20 лет – достаточный срок для того, чтобы колония стала зрелой.

Результаты данного исследования позволят ученым сравнить стратегии выживания доисторических животных со стратегиями их потомков, чтобы понять, как первые справлялись с изменениями климата, и как вторые будут делать это в будущем.

Фото: Aaron W Hunter