Доисторическая морская рептилия могла расчленять добычу так, как никто из ее современников

Необычные резцы мозазавра, вероятно, помогали ему справляться с очень крупной добычей.

Незадолго до того, как массовое вымирание завершило эпоху динозавров, похожая на барракуду хищная рептилия бороздила теплые моря, некогда покрывавшие территорию современной Северной Африки. Это был мозазавр – дальний родственник змей и варанов. У большинства мозазавров зубы были либо острыми и конусообразными и позволяли хватать скользкую добычу, либо плоскими и измельчающими, чтобы дробить твердую оболочку пойманных животных. Однако недавно найденные останки доисторической рептилии весьма удивили ученых: ее зубы были похожи на короткие зазубренные лезвия квадратной формы – такого еще не встречалось ни у одного из родственников мозазавров, будь то в воде или на суше. Сделанное открытие предполагает, что у мозазавров развивались «экспериментальные» физические черты прямо перед их резким вымиранием 66 миллионов лет назад.

Ископаемые останки античной рептилии были найдены на территории Марокко и принадлежали особи, жившей в самом конце мелового периода. Многие мозазавры были огромными хищниками – некоторые могли сравниться в длину со школьным автобусом. Однако животное, поразившее ученых, было небольшим, всего около метра. Палеонтологи назвали его Xenodens calminechari, что можно перевести как «странный зуб, похожий на пилу». Среди современных обитателей планеты похожие зубы есть у катранов – колючих акул, которые могут отхватывать большие куски плоти, обгладывая добычу.

«Вероятно, такие режущие зубы помогали обрабатывать большое разнообразие пищи», – комментирует Ник Лонгрич, палеонтолог из Университета Бэта (Великобритания), добавляя, что катраны с помощью своих зубов могут есть практически все – от рыб до морских анемонов.

Несмотря на свои небольшие размеры, X. calminechari мог охотиться на довольно крупных животных или питаться падалью, поскольку обитал в одной среде с большими рыбами, головоногими и длинношеими плезиозаврами размером с касатку. Похожие на пилу зубы помогали мозазавру разрезать на куски ракообразных. Открытие X. calminechari позволит ученым получить более полное представление об экосистемах тропических морей, которые кишели жизнью до того, как астероид уничтожил динозавров.

Фото: ANDREY ATUCHIN