Бактерии в кишечнике «заставляют» мышей отказаться от заботы о потомстве

Ученые из Института биологических исследований Солка (США) обнаружили, что штамм кишечной бактерии E.coli, ранее считавшийся безобидным и не оказывающим никакого влияния на организм, «заставляет» самок мышей отказаться от заботы о новорожденных мышатах. Это открытие впервые демонстрирует важность кишечной микрофлоры для развития здорового материнского поведения и формирования привязанности между матерью и детенышем.
Бактерии в кишечнике «заставляют» мышей отказаться от заботы о потомстве

По словам профессора Жанэль Айрес, главы лаборатории молекулярной и системной физиологии Института Солка, результаты исследования также поддерживают теорию о существовании связи «мозг–кишечник» и о том, что микрофлора играет важную роль в регулировании поведения «хозяина».

Состав кишечной микрофлоры у людей связан с развитием таких заболеваний, как депрессия, тревожные расстройства, аутизм и т.д. Однако до сих пор сложно выяснить, как конкретно штаммы бактерий влияют на поведение человека. В своей лаборатории Айрес изучает взаимодействие систем организма с мозгом у мышей и как это взаимодействие влияет на здоровье. В ходе одного из экспериментов исследователи наблюдали за группой мышей, в кишечнике которых был штамм бактерии E.coli (O16:H48 MG1655), и обнаружили, что у детенышей таких мышей была задержка роста. Дальнейшие наблюдения позволили установить, что задержка роста была вызвана недостатком питания.

«Поведение мышат было нормальным, молоко, вырабатываемое их матерями, также соответствовало норме по составу и количеству, – комментирует Айрес. – Недостаток же питания был вызван тем, что матери просто отказывались кормить своих детенышей».

Дополнительные эксперименты показали, что задержку роста можно было компенсировать, давая мышатам фактор роста IGF-1 или отдав их под опеку «приемных» матерей. Это подтвердило предположения ученых о том, что дело было не в детенышах, а в поведении самок мышей.

«Мы впервые получили доказательства того, что кишечная микрофлора может нарушать материнское поведение, что в итоге негативно влияет на развитие потомства, – говорит Юджин Майкл Ли, один из авторов исследования. – Получается, что установление здоровой привязанности между матерью и детенышем зависит не только от гормонов, но и от живущих внутри нас бактерий».

Айрес и ее команда планируют выяснить, как именно микрофлора способствует изменениям в поведении мышей. Предварительные результаты говорят о том, что бактерии могут влиять на уровень серотонина – гормона, связанного с ощущением счастья.

Фото:fusebulb/Shutterstock.com