Астрономы обнаружили обреченный горячий Юпитер с самым коротким орбитальным периодом

Ученые зафиксировали новый рекорд. Газовый гигант под названием NGTS-10b вращается вокруг своей звезды так близко, что совершает полный оборот за 18,4 часа.

Горячие Юпитеры — планеты с массой порядка массы Юпитера. Они движутся очень близко к звездам-хозяевам с периодом обращения менее десяти дней. Технически горячие Юпитеры существовать не должны. Газовый гигант не может сформироваться на таком маленьком расстоянии от своей звезды, так как гравитация, радиация и интенсивный звездный ветер должны удерживать газ от слипания.

Тем не менее, они существуют. Из более чем 4000 подтвержденных экзопланет, обнаруженных на сегодняшний день, до 337 могут быть горячими Юпитерами. Считается, что они формируются далеко от своих звезд, а затем постепенно приближаются к ним.

До последнего открытия были обнаружены только шесть газовых гигантов с орбитальным периодом менее одного дня — WASP-18b (22,6 часа), WASP-19b (18,9 часа), WASP-43b (19,5 часа), WASP-103b (22,2 часа), HATS-18b (20,1 часа) и KELT-16b (23,3 часа). Седьмым стал NGTS-10b, имеющий самый короткий орбитальный период (18,4 часа).

Астрономы определили, что NGTS-10b чуть более чем в 1,2 раза больше Юпитера по размеру, и чуть более чем в 2,1 раза больше по массе. Планета вращается вокруг звезды, превышая радиус Роша в 1,46 раза. Это означает, что она находится на грани разрушения. При такой близости к звезде экзопланета будет сглажена на полюсах, поскольку сила притяжения звезды изменит ее форму.

Фото: NASA, ESA and G. Bacon