я могу сочинять
"То, что ты строишь годы, кто-то разрушит за одну ночь. Все равно строй".
Елена Кудрявцева
Все записи
текст

Ленинградская симфония: «Мы воскресли»

Наверное, мало в России людей, у которых словосочетание «Седьмая симфония Шостаковича», не вызвало бы сложного соединения эмоций: гордости и восторга, боли и восхищения. Кто-то мгновенно вспомнит ярчайшие моменты или же общее настроение, вызванное музыкой; кто-то – неразрывно связанные с симфонией события нашей истории. В этом удивительном произведении мы слышим и борьбу, и гнев народа, и плач о павших, и стойкую, ничем не сломленную веру в победу жизни, веру в человека. Эффект, произведенный Ленинградской симфонией, был поистине оглушителен. Однако немногие знают, с чего и где все началось.
Ленинградская симфония: «Мы воскресли»
Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60 – вот точное название великого творения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Работу над ним Шостакович начал в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Произведение задумывалось как одна из вариаций пассакальи, то есть музыкальной темы, легкой и непринужденной в начале и под конец мощной, внушающей трепет. В 1940 г. сочинение было завершено, но публично не исполнялось.
Афиша премьеры Седьмой симфонии в Куйбышеве

Судьбу произведения решила война. С началом ее композитор погрузился в работу на нужды фронта и народа: дежурил на крышах во время воздушных тревог, рыл окопы и перекладывал музыкальные сочинения для ансамблей, отправлявшихся выступать на передовую. Происходящее не могло не влиять на ход творческой мысли автора, и Шостакович решился на преобразование вышеупомянутой вариации в большое симфоническое произведение.

Д. Шостакович во время репетиции Седьмой симфонии
К началу осени 1941 г., уже в блокированном Ленинграде, композитор завершил работу над первыми двумя частями Седьмой симфонии и приступил к третьей. В октябре по специальному распоряжению Шостакович вместе с семьей был эвакуирован в Москву. Предполагался переезд композитора на Урал, однако сам он выбрал Куйбышев (ныне город Самара): сюда был эвакуирован коллектив Большого театра. Таким образом, даже в годы войны куйбышевцы жили насыщенной культурной жизнью, слушали лучшие голоса страны и смотрели лучшие постановки. Кстати сказать, улица, на которой проживал композитор в годы своего пребывания в Куйбышеве, к его 100-летию была переименована из Рабочей в улицу Шостаковича.
Д. Д. Шостакович и дирижер С. А. Самосуд перед премьерой Седьмой симфонии
Если три части симфонии писались буквально на одном дыхании («Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».), то работа над финалом продвигалась медленно. Композитора мучила тревога за мать и сестру, оставшихся в Ленинграде. Кроме того, неясно было, к чему в конечном итоге приведет ход войны, факты не предвещали победы. Тем не менее было понятно, что финал должен быть торжественным, знаменовать собой светлое будущее и грядущую радость. 27 декабря 1941 года Шостакович окончил работу над симфонией, которую назвал Ленинградской, посвятив ее страданию и великой борьбе горожан и защитников Родины. 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета состоялось поистине историческое событие – мировая премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича. Оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил великое произведение в присутствии автора, дипломатов международных посольств и многочисленных слушателей, трансляция велась по всем радиостанциям страны. Это событие можно назвать вершиной музыкальной жизни города в XX веке, а саму Седьмую симфонию – подвигом автора во имя Родины.
Исполнение Седьмой симфонии в Куйбышеве, 1942 г.

Алексей Толстой в газете «Правда» так писал о Ленинградской симфонии: «Седьмая симфония посвящена тор­жеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения. Седь­мая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленингра­де, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятно­го на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем».
Исполнение Седьмой симфонии в Куйбышеве, 1942 г.

Самуил Самосуд, стоявший за дирижерским пультом в вечер премьеры, так говорил об эпохальном значении произведения: «Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся музыкальное произведение полувека. Значение симфонии - в ее глубоком политическом звучании. В тот момент, когда мир повержен в пучину небывалого катаклизма, - в этот момент именно в Советской стране появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая симфония». После куйбышевской премьеры симфония прозвучала в Москве и Новосибирске, в Великобритании и в США, но Шостакович мечтал, «…чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание».
Афиша премьеры Седьмой симфонии в Ленинграде, 1942 г.

Ленинградская премьера, состоявшаяся 9 августа 1942 года, была сродни чуду. Некоторых музыкантов (симфонию исполнял Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга), особенно истощенных, перед началом репетиций пришлось положить в больницу. В день премьеры вся артиллерия была брошена на подавление вражеских огневых точек. По воспоминаниям очевидцев, Большой зал филармонии был полон, люди несли живые цветы.
Ксения Матус, участница премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде: «Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли».
Галина Лелюхина, флейтистка: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
В августе 1942 года оркестр исполнил симфонию 6 раз.

Личность

Машины и Механизмы
Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK