Царство змей
Иллюстрация: 2e.aonprd.com
Представьте изолированный от мира остров, лесная подстилка которого кишит змеями. К острову запрещено приближаться, на его берег не советуют сходить. О существовании человечества в этих местах напоминает лишь маяк. Сейчас он работает автоматически, но легенды рассказывают, что последний смотритель и его семья погибли, когда змеи пробрались в их коттедж. История жуткая, но, вероятно, выдуманная.
У юго-восточного побережья Бразилии, в 36 километрах от берега, в водах Атлантического океана расположен загадочный остров Кеймада-Гранди. Первое упоминание о нем относится к 1532 году. Острова достигла экспедиция, отправленная в Бразилию под командованием португальского мореплавателя Мартина Афонсу де Соуза. Место оставалось необитаемым до конца XIX века – тогда бразильский флот установил в равнинной части острова морской маяк. С 31 января 1984 года Кеймада-Гранди включен в зону экологического интереса (ARIE) и считается заповедником. Доступ туда разрешен только экологам из Института сохранения биоразнообразия имени Чико Мендеса (относится к Министерству окружающей среды) и ученым, которых этот Институт может по своему усмотрению приглашать.
Площадь острова оценивается в 430 000 м², у него неровный рельеф, а вместо пляжей – скалистые берега. Кеймада-Гранди густо покрыт растительностью. Максимальная высота – 206 м. В водах вокруг острова скрывается самый южный коралловый риф в Атлантическом океане. В нем обитают различные виды рыб – груперы, рыбы-попугаи, морские черепахи.
Остров Кеймада-Гранди. Фото: J.M. Rosa, scielo.br
Однако, несмотря на прекрасный климат, жить на острове смог бы разве что Волан-де-Морт, любитель змей и в некотором роде бессмертный волшебник. Кеймада-Гранди известен в Бразилии и мире как «Змеиный остров». Высадка на берег опасна из-за большого количества змей Bothrops insularis (Островной ботропс, Золотая Копьеголовая). Этот вид встречается только на территории острова, из-за чего относится к категории «на грани исчезновения». Если вдруг пожар, например, уничтожит остров, то и Островной ботропс, его эндемик, вымрет. Змея «вооружена» сверхсильным ядом: он родствен яду континентальных гадюк, но сильнее в 12–20 раз.
Развитию вида помогла географическая изоляция. В конце плейстоцена после последнего обледенения вода покрыла большие площади суши. Большинство животных мигрировало на материк. Но те, что не умели плавать, вынуждены были оставаться на островах, подобных Кеймада-Гранди, и адаптироваться к переменам. Оказавшись в замкнутой скалистой местности, где пища ограничивается птицами, Bothrops insularis начала лазить по деревьям, что не свойственно видам, обитающим на материке. У рептилии изменился рацион: молодые особи начали питаться амфибиями и ящерицами, а взрослые – только перелетными птицами. Именно поэтому эволюция подарила змее «на вооружение» быстрый и смертоносный яд. Он стал таким мощным, чтобы гарантировать немедленную смерть добычи, которая, если вдруг смерть займет слишком много времени, может в конечном итоге просто улететь. Цвет кожи змеи стал менее заметным: однородным охристым, переходящим в светло-коричневый, мало привлекающим внимание.
В научных кругах остров Кеймада-Гранди считается крупнейшим природным серпентарием в мире. У Золотой Копьеголовой нет там конкурентов, и она полностью владеет землей. Змеи устраиваются на высоких ветвях в ожидании неосторожной еды. На острове обитает всего около 2000 рептилий. Техники чипируют их, чтобы точнее подсчитать.
Bothrops insularis. Фото: Gilberto Vieira, flickr.com
Яд Bothrops insularis изучается экологами, но противоядие к нему практически не производится (обычно используются антидоты, созданные для схожих видов змей), поскольку место обитания змей разрешено посещать лишь исследователям. Яд очень мощный: из-за его ингибирующего действия укушенный человек умирает от общей органической недостаточности в течение двух часов после укуса. Из-за смертоносных свойств некоторых змей ловят для незаконной торговли животными. Несмотря на то что посещение ограничено, зарегистрированы случаи вывоза образцов с острова торговцами.
«Некоторые местные жители рассказали мне, что на острове обитает самая ядовитая змея в мире: на каждый квадратный метр приходится пять змей. Вам придется прыгать, прыгать и перепрыгивать через их щелкающие головы, чтобы вас не укусили. Я слышал историю о рыбаке, который вышел на берег собирать бананы, был укушен и каким-то образом сумел вернуться в свою лодку. Там он истек кровью и был найден распростертым на залитой кровью палубе. Еще есть рассказ о последнем смотрителе маяка на острове (теперь он автоматизирован), убитом вместе со своей дочерью, двумя сыновьями и женой. Однажды ночью семья в панике бежала после того, как в их окна заползли змеи, как гласит история, и, когда они бежали через лес, их укусили гадюки, свисавшие с ветвей деревьев. Их тела нашли разбросанными по всему острову, когда военно-морской корабль остановился для обычной доставки грузов», – рассказывал журналист Робин Эвли, который вместе с экологами ездил в экспедицию на остров. Правда, никакого подтверждения у этих историй нет. Ученые продолжают ездить на остров, изучать змей, и никто из них не умирает. Единственное требование – разрешение и высокие сапоги, чтобы змеи не покусали.
Фото: undilutedearth, green.hr
Уникальный яд – одна из причин, по которой исследователи продолжают посещать Кеймада-Гранди. Местная змея не встречается больше нигде в мире. Нельзя исключать, что ее яд может быть полезен человеку. Вообще-то, уже ясно, что полезен. Так, например, лекарство «Каптоприл», которое применяют при артериальной гипертензии, разработано как раз на основе фермента из яда змеи Bothrops insularis.
Коротко
Яна Титоренко