я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Спасающий таксин

«Помогите! Спасите! Через полчаса нужно быть в аэропорту…» – без подобных фраз не обходится рабочий день диспетчеров службы такси. Мы вечно куда-то спешим, за чем-то мчимся. Иногда кажется, что даже телепорт не решит проблему «опоздунов». Но пока научный прогресс шагнул не так далеко, приходится пользоваться современными «телепортами» – такси. И если вы считаете, что желтобокие помощники передвигаются исключительно по дороге, то ошибаетесь. Современные такси вездесущи.
Спасающий таксин
Три стихии: земля 
Когда человек научился ходить, он осознал, что занятие это утомительное. И неплохо бы передвигать свою пятую точку опоры на чьей-нибудь, шестой. Наверное, так возникла мысль о приручении лошадей, ослов, мулов и верблюдов. Спустя тысячи лет ничего не изменилось – животных используют для перевозок и сегодня. 
Так, в Азербайджане, Греции и Испании до сих пор можно встретить парковки, на которых ослики-таксисты дожидаются своих пассажиров. «Водители» неторопливы и упрямы, но свою работу знают. Они с легкостью отвезут вас на высокие склоны, как делают это, например, в столице греческого острова Фира, куда не проедет ни один автомобиль. А в Камбодже по территориям храмовых комплексов Ангкор-Ват и Ангкор-Том туристам предлагают передвигаться на слонах. Этим гигантам не страшны никакие пробки. 
Недалеко ускакало «конное такси», которое есть в любом туристическом городе мира, – кареты, фаэтоны, брички, на которых можно покататься по улицам и переулкам, между главными достопримечательностями.

Человек человеку извозчик 
В странах, где животных содержать не выгодно, всегда есть… люди, готовые перевозить других людей. Так в Восточной и Южной Азии в свое время появились «дзинрикися», больше известные как рикши. Они пришли на смену паланкинам – носилкам, креслам или кузовам, которые крепились на двух жердях. Для этого вида «такси» требовались два человека, в то время как для колесной повозки – один. Да и скорость перемещения рикш в два-три раза выше паланкинов. 
В период 1872–1896 годов число рикш в Японии увеличилось с 68 000 (из которых 40 000 работали в Токио) до 210 000. Со временем рикши стали популярны в Китае, Индии, ЮАР. Сегодня вы без труда найдете их в столице Западной Бенгалии – Калькутте и многих городах Японии (Гион в Киото, парк Нара в Наре, Асакуса в Токио). 
 Ослики-такси. Фото: El Universa
И если рикши работают лишь в восточных странах, то велорикши популярны по всему миру. Как правило, это небольшие трехколесные велосипеды с пассажирским салоном для двух человек. Такая велоповозка способна развить скорость до 10–12 км/ч, поэтому рассчитана на неспешную прогулку с осмотром достопримечательностей. В Европе и США этот вид транспорта чаще называют педикеб, в Индии, Канаде и Швеции – экокеб, на Кубе – байситакси или кукарач, а в России, Германии и ряде других стран – велотакси. Кстати, канадские экокебы и ирландское велотакси не берут плату за проезд. Канадцы оплачивают только услуги водителя, если он нужен, а ирландцы «выезжают» за счет рекламы на велокебах. Так что в этих странах можно взять любой «велосипед» и бесплатно колесить по городу.

Тук-тук… Кто там? 
Но далеко не всем хочется крутить педали. Особенно если времени в обрез. И здесь нас заждались моторикши – крытые трехколесные мотоциклы или мотороллеры. В Таиланде, Лаосе, Камбодже и на Шри-Ланке они известны как тук-тук, на Филиппинах – как трайсикл, в Бангладеш – бэби-такси, на Кубе – коко-такси (по форме напоминают кокос), а в Индии их и вовсе называют авто.
Никто достоверно не знает, почему моторикши назвали «тук-тук». Есть две версии. Первая гласит, что из-за звука двигателя, который издает транспортное средство во время движения: будто постукивает. Вторая – намек на невысокую цену. «Тук» в переводе с тайского означает «дешево», поэтому местные зазывалы могли кричать туристам «тук-тук», уверяя, что поездка обойдется недорого.Количество тук-туков настолько велико, и они так востребованы, что существуют заводы, которые их производят (например, индийские компании Bajaj Auto и Force Motor). Даже японская автомобильная компания Daihatsu наладила выпуск тук-туков, что говорит о чрезвычайной популярности моторикш. Чего не скажешь об их безопасности. 
Тук-тук, Вьентьян, Лаос. Фото: Ilya Plekhanov, www.en.wikivoyage.org
Тук-туки, бэби-кары и другие виды моторикш считаются самым аварийным видом транспорта вообще. Все дело в перегруженности дорог, ужасном их состоянии и беспечности водителей. Добавим отсутствие ремней безопасности на мотоцикле и его неустойчивость. Несмотря на это, моторикши пользуются огромным спросом, так как это единственный вариант быстро и дешево попасть в пункт назначения во многих странах, особенно в Индии.

Взрослые игры 
Если вам повезло родиться или жить в мегаполисе, то к бочке медовых возможностей вам прилагается «ложка пробок». Москва, Нью-Йорк, Токио, Рио-де-Жанейро… Проблема пробок всюду решается десятилетиями, но ситуация не очень-то изменилась. Из-за пары умников можно застрять в дороге на несколько часов. А если ты опаздываешь на самолет? В таких случаях может выручить байк-такси. Мотоциклы в подобных таксомоторных компаниях серьезные – спортивные, спорт-туристические, чопперы, туристические, максискутеры, эксклюзивная мототехника. Вероятность домчать до места назначения быстро и с ветерком гарантирована. 
Байк-такси, Париж. Фото: Goldwing2010, www.flickr.com
Еще один плюс таких сервисов – многозадачность. Байк-такси работают как курьеры, доставляя за час до 20 отправлений, или организовывают прогулки и экскурсии по городу, или сопровождают свадебные эскорты, или устраивают трюки на мотоциклах и адреналиновые выезды. Они даже выступают в роли психологов, устраивая «мототерапию». Для этого вам организуют адреналиновый выезд, который выбьет из ступора, а после опытный водитель-психолог поговорит с вами по душам, поможет справиться с проблемой. Стоимость услуги стартует от 5000 рублей за час.

Четырехколесный друг 
Вот мы и дошли до короля дорог – автомобиля. Самый популярный в мире вид такси, который приносит государствам миллиарды долларов ежегодно. И в попытках честной конкуренции возникают довольно экзотические службы. Но начнем с классики. 
Лондонские черные кебы считаются не только самой дорогой службой «массового» такси в мире, но и одним из символов Англии. Так как кебы рассчитаны на привилегированный класс, подготовка водителей здесь соответствующая. Нужно два-три года отучиться на кебмена в специальной школе, а на экзамене продемонстрировать безупречные навыки вождения, ориентируясь по городу без карты и GPS. 
Вот уже более 80 лет лондонский тест для таксистов считается самым сложным в мире. С первой попытки его сдают всего 5 % водителей, ведь нужно не только зазубрить 320 основных маршрутов, но и точно знать, где находятся более 50 театров Вест-Энда, основные гостиницы, рестораны, достопримечательности и городские учреждения. Для кебов выделена специальная полоса на дороге, поэтому можно быть уверенным, что вас ждет путь без пробок.
Черный Austin FX4 считается самым узнаваемым таксомотором на планете. Эти автомобили составляют около 80 % кебов Великобритании.Английская таксомоторная служба начала свою работу с автомобилей французской компании Unic, известной в современном мире как Iveco. Но британцы были патриотами и со временем вытеснили французские автомобили, заменив их своими – Austin 12. После нескольких модернизаций вышла в свет успешная модель Austin FX3. Было произведено не менее 12 000 таких машин, прежде чем пальму первенства перехватил Austin FX4. За 40 лет было выпущено рекордных 75 000 автомобилей, которые по сей день колесят по лондонским улочкам. 
Но если история кебов тянется сквозь века, то такси для дам только набирает обороты. Несколько лет назад в Объединенных Арабских Эмиратах появилась женская служба такси, водители которой – женщины – обслуживают исключительно женщин. Не так давно служба сделала исключение для семей, и теперь мужчина может сопровождать своих родственниц – мать, жену, сестру. Службы «Леди такси» открываются по всему миру, и вы без труда найдете их в любом мегаполисе. В России «Леди такси» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Магнитогорске, Хабаровске и других городах. Таким видом транспорта охотно пользуются даже медийные личности. Например, московская служба женского такси долгое время возила дочь Дмитрия Харатьяна и сделала для него исключение, когда актер попросил подбросить его по адресу.
Самое большое такси мира находится в Австрии. Переоборудованный карьерный самосвал Haulpak 85 перевозит всех желающих на экскурсию в карьер. 11,5-метровый красавец может нести до 77 т полезной нагрузки на скорости до 60 км/ч. 
Любителям американской классики надо отправиться на Кубу. Здесь можно прокатиться на раритетных таксомобилях через «службу коллективного такси», особенность которой – классические американские автомобили 1950–1980 годов. Вы вряд ли встретите столько раритетных машин в одной стране, еще и на извозе. Таксист подбирает пассажиров, которые едут в одном направлении, распределяя сумму поездки на всех. Отличная возможность сэкономить и добраться до места назначения. 
А еще в такси заботятся об окружающей среде. Адептов «чистого транспорта» ждут в Цюрихе, Женеве, Лондоне, Гонконге и Амстердаме, где работают экотакси. Эти службы используют только электрокары, причем в Амстердаме все автомобили – Tesla. 

Продолжая тему высоких технологий, упомянем о беспилотном такси. Эксперимент начался с лондонского аэропорта Хитроу, где запустили четырехместные такси. Автомобили передвигаются по территории аэропорта, доставляя пассажиров к терминалам, автопарковкам и т. д. Подхватил инициативу и Сингапур, протестировав свои роботакси. Они также работают в пределах определенной области, но лишь до тех пор, пока автомобиль не «научится» взаимодействовать с людьми и не пройдет необходимые тесты. Кстати, известное россиянам «Яндекс.Такси» уже протестировало отечественную систему беспилотного движения и готовится запустить первые роботакси в нашей стране. 
Повезло даже братьям меньшим. Специальная служба «Зоотакси» действует не только в крупных европейских городах, но и у нас. Оказывается, можно вызвать машину, в которой вас и вашего питомца с комфортом доставят в ветеринарную клинику, на выставку или по любому указанному адресу без лишних вопросов. Еще и разложат специальное «лежачее» место.
Любителям роскоши и скорости грех пройти мимо Car service, в базе которых самые дорогие такси в мире: Maybach, Porsche Cayenne, Rolls-Royce Phantom и т. д. Службы карсервиса есть в России (Москва), Канаде, ОАЭ, Японии.
Три стихии: вода 
С тверди земной мы уверенно погружаемся в воду, к службам водного такси. Они десятилетиями трудятся на благо Голландии, Новой Зеландии, Венеции, Шанхая и Нью-Йорка. 
Акватакси Нью-Йорка. www.nywatertaxi.com
Одним из старейших водных такси, несомненно, являются гондолы. Венецианские гребные лодки рассекают водные просторы с конца XVII века. Профессия гондольера почетная в этих краях и передается по наследству, от отца к сыну. На узких каналах города любви непросто разъехаться, а управление гондолой требует огромного мастерства, поэтому обучение ремеслу начинается с детства. Каждый гондольер виртуозно управляется не только с лодкой, но и со словом. Во время путешествия по каналам вы услышите много интересных фактов, а если повезет, то и песни гондольеров – баркаролы. 
Еще одно венецианское такси – специальные катера с шашечками. Их стоимость зависит от многих нюансов: загруженности «дороги», наличия мелких каналов по пути, протяженности маршрута. Средняя стоимость прогулки составляет $25–30, хотя одинокие сеньориты могут рассчитывать на скидку в 10 %. 
В Арабских Эмиратах можно прокатиться на водном такси абра. Деревянные лодки-домики перевезут вас через Дубайскую бухту или покатают по окрестностям. В одну лодку помещается до 20 человек, но оптимальной считается поездка до 10 человек. 
Водное такси абра в Арабских Эмиратах. Фото: www.dubaisandwitch.blogspot.com
По тому же принципу работает акватакси Нью-Йорка. Это одно из немногих мест в мире, где вам предложат самому проложить маршрут либо доставят вас до нужного пирса. Аналогичным сервисом порадуют и в Греции, где водное такси также достаточно популярно.
Три стихии: воздух 
Пока автомобили кукуют в пробках, а гондолы бороздят венецианские каналы, в лидеры рвется самая малочисленная служба такси – воздушная. Возможности аэротакси практически безграничны, ведь самолеты могут преодолеть до 2500 км без дозаправки, а вертолеты – до 500 км. Никаких пробок, объездов или неверных маршрутов. Все быстро, четко, понятно и недешево. 
Аэротакси. Eurocopter EC130T2, www.niagarahelicopters.com
Наибольшее количество служб аэротакси находятся в Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорке, менее развито оно в Австралии и Чехии. Москва пока проигрывает «аэрогонку», несмотря на то что в столице действует уже несколько таких служб. 
Чтобы воспользоваться услугами аэротакси, нужно знать важное правило: вертолеты вызываются за час до отправки, турбовинтовые самолеты – за три часа. В этот промежуток времени входит не только подготовка воздушного судна, но и ваш трансфер в аэропорт (если летите на самолете). 
Перед каждым полетом надо озвучить диспетчеру количество пассажиров, их приблизительный вес, наличие багажа, точку отправки и пункт назначения. Исходя из этих параметров рассчитывается оптимальная стоимость полета и подбирается воздушное судно. Вам останется насладиться природой с высоты птичьего полета, сэкономив при этом кучу времени и нервов. 
Стоимость часа полета на вертолете модели Robinson R66 – от $ 700 долларов, Eurocopter EC130T2 – от 1330. Что касается турбовинтовых «такси», стоимость оглашается как «договорная», но на сайтах некоторых американских служб установлена «минималка» – $ 3500.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK