я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Шпагой и дагой: мушкетеры Его Величества

Что нам известно о мушкетерах? Во-первых, их четверо — Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян. Во-вторых, большую часть времени они проводят праздно, а в перерывах между весельем спасают королевские жизни. Мушкетеры много ссорятся, пьют и носят смешные шляпы. А еще они всегда выигрывают. По-другому и быть не может, ведь роман «Три мушкетера» Александра Дюма посвящен не просто вооруженным гулякам, а представителям элитной гвардии своего времени.
Шпагой и дагой: мушкетеры Его Величества

Мушкетер, 1630 г. Иллюстрация: Pablo Outeiral, despertaferro-ediciones.com

Служба мечты
Когда д’Артаньян, юный гасконский дворянин, отправляется в Париж, чтобы служить при дворе короля, он везет с собой рекомендательное письмо графу де Тревилю, капитану королевских мушкетеров. Полное наименование части — Мушкетеры военного двора короля Франции. Для аристократа XVII и XVIII веков во всей стране не нашлось бы места желаннее, чем эта свита, занимающаяся, среди прочего, личной охраной Его Величества. Поэтому страстное желание д’Артаньяна стать именно мушкетером вполне закономерно: оно отвечает духу времени.

Мушкетеры ездили верхом исключительно на «серебряных», то есть серых или белых, лошадях. Они носили лазоревые (небесно-голубые) накидки, расшитые серебряными галунами и белыми бархатными крестами, увитыми золотыми королевскими лилиями. Гербовая накидка плаща указывала, что его носитель «принадлежит» королю, а крест символизировал поддержку католической церкви. Жили гвардейцы в казармах недалеко от Лувра — со своими лошадьми и слугами. За каждым мушкетером числились шпага, дага (особый кинжал, на который принимались удары чужой шпаги), перевязь с мешочками для пуль и пороха, два пистолета и, конечно, мушкет.

Мушкет — это старинное ручное огнестрельное оружие, довольно мощное в сравнении с пистолетом, способное пробить даже защищенный доспех. Обычно, чтобы выстрелить, его устанавливали на сошку или на стену крепости. Тяжелый вес (около 7–9 кг) и необходимость перезаряжать мушкет (до двух минут) делали его почти неприменимым в повседневной жизни, зато довольно эффективным в полевом бою.

Для охраны короля, при его выходах в город, мушкетеры обычно не брали с собой мушкеты, ограничиваясь остальным набором вооружения. Но в реальном военном столкновении именно мушкеты могли решить исход всей битвы — их массивная круглая пуля сохраняла солидную убойную силу даже на 500 м, а залповый огонь, который вели мушкетеры, дезориентировал противника.
Свита для короля

Военная свита французских королей начала формироваться еще в XV веке, когда Карл VII — тот самый, которого короновала Жанна д’Арк, — в 1445 году обзавелся личной охраной из сотни шотландских лучников. Последующие правители — Карл IX, Генрих III и Генрих IV — добавляли в военную свиту новые отделения. Генрих IV Наваррский в 1593 году сформировал роту конных стрелков — карабинеров. Для своего старшего сына, будущего Людовика XIII, он создал также отдельную роту жандармов дофина (так называли наследных принцев Франции).

Казармы «Серых мушкетеров». musee-armee.fr

Начало XVII века было для Франции неспокойным. Гугеноты продолжали выступать против католической церкви, а короли вынужденно лавировали между аристократами, половина из которых претендовала на престол, и врагами государства. В 1610 году, когда Генриха IV убил католический фанатик, на престол вступил Людовик XIII, с детства любивший военное дело, смотры и солдатиков. Именно он в 1622 году во время похода на Авиньон выдал карабинерам мушкеты и попросил лучших из гвардейцев надеть мушкетерские плащи. На войне мушкетеры сражались как пешими (в пехоте), так и верхом (как кавалерия).

Гасконские командиры

Переход в мушкетерство был для гвардейцев шансом приблизиться к королю. Несмотря на то что эта гвардия сопровождала Людовика XIII только за пределами королевских резиденций (внутри дворцов у него была своя охрана), именно эта зона ответственности, по сути, и являлась наиболее привилегированной и опасной. Когда будущему графу де Тревилю (да, он вполне реальный исторический персонаж) после осады Монтобана предложили чин прапорщика в Наваррском полку, он отказался, оставшись в перспективном гвардейском, где уже служил, — с надеждой когда-нибудь заслужить аналогичную должность среди мушкетеров. Этот случай показывает, насколько в действительности элитной считалась принадлежность к мушкетерам. А еще — романтизм и преданность графа де Тревиля, конечно. Он, кстати, свою мечту исполнил и закончил службу в должности капитана мушкетеров, заняв ее после самого Людовика XIII.

Командование де Тревиля известно как раз тем, что он охотно набирал в мушкетеры гасконцев, среди которых был и герой романа Дюма д’Артаньян. Он, к слову, списан с одноименного исторического прототипа, который после де Тревиля тоже стал командиром мушкетеров. Настоящий д’Артаньян провел на этом посту множество реформ: построил для своих подопечных общежитие, нанял в роту хирурга, аптекаря, музыкантов, а еще реорганизовал саму структуру.

При д’Артаньяне мушкетерство стало чем-то вроде военной академии. Мальчиков, набранных на службу, сначала 3–4 года обучали воинскому делу: учили фехтовать, стрелять, драться и вести боевые действия. При д’Артаньяне мушкетеры получили и девиз: «Куда падает, там и смерть». Фраза эта относилась к навыкам стрельбы его подчиненных. Они были настолько известны, что представители других государств отправляли своих военных пройти «стажировку» у мушкетеров. Так, в королевских мушкетерах некоторое время состоял Ян Собеский — польский полководец, ставший в 1674 году королем Речи Посполитой.

В России мушкетерские полки были сформированы в 1756 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Они не выполняли таких же функций, как и при французском дворе, оставаясь всего лишь элитной частью армии.

Последние взлеты и падение

Мушкетеры были для французской короны и секретной службой, и влиятельным военным подразделением, и правоохранительными органами. Вскоре после основания отряда появился второй аналогичный — гвардия кардинала Ришелье. Он настоял на ее создании в 1626 году, после раскрытия заговора против Людовика XIII. После смерти Ришелье новый кардинал, Мазарини, захотел подчинить себе мушкетеров, игравших роль противовеса кардиналу и его гвардейцам.

Однако де Тревиль не захотел передать свою роту под командование племянника Мазарини. Пользуясь малолетством короля Людовика XIV, кардинал заявил, что средств у казны не хватает, и в 1646 году… распустил роту.

Через 11 лет он воссоздал ее, все же отдав племяннику. Но тот оказался не склонен к делам роты, и ее фактическим главой стал Шарль де Бац де Кастельмор — граф д’Артаньян. Формально подчиненный кардиналу, де-факто лейтенант (а затем и капитан) был предан королю. Параллельно, в 1660 году, Мазарини получил в подарок от короны еще и роту «малых мушкетеров» — фактическую замену гвардейцев кардинала времен Ришелье.

Людовик XIV, придя, по мере взросления, к фактической власти, забрал обратно короне обе роты — и королевскую мушкетерскую, и гвардейцев кардинала. Их реорганизовали по цвету лошадей — разделили на «Серых мушкетеров» (или «больших») и «Черных» («малых»). Численность обеих рот увеличили вдвое, до четверти тысяч человек в каждой.

Обе активно участвовали в боевых действиях, причем в основном — в качестве кавалерии. В 1672 году командиру первой роты, д’Артаньяну, присвоили звание полевого маршала (примерно соответствует современному генерал-майору). На следующий год, в возрасте 60 лет, он погиб в отчаянной кавалерийской атаке на открытой местности, устроенной по инициативе внебрачного сына английского короля Карла II. Случилось это при осаде голландского Маастрихта, где и похоронен знаменитый гасконец.

Cмотр «черных» мушкетеров, 1729 г. Художник Робер Поль Понсе Антуан, wikipedia.org

Из-за разницы в покровительствах и названиях между мушкетерами иногда возникали противостояния. Самое известное из них — «война кружев» — пришлось на вторую половину XVII века. Мушкетеры соревновались в роскоши и пытались всячески поддеть друг друга. В 1680 году внук Людовика XIV герцог Бургундский решил стать мушкетером. Две части едва не передрались, решая, в какой именно он будет служить, так что король велел герцогу служить в обеих одновременно.

Чтобы остановить вражду, «малым» мушкетерам присвоили штандарт с изображением двенадцати оперённых дротиков и девизом: «Alterius Jovis altera tela» («Такой же Юпитер, такие же стрелы»). Первой роте отдали золотые, а второй — серебряные галуны. Плащи заменили на голубые супервесты (мундиры без рукавов). При Людовике XIV общая численность мушкетеров превышала 500 человек. Они несли службу уже и в покоях короля. Иногда он давал им личные секретные поручения. К концу его царствования мушкеты заменили на более современные ружья, хотя название осталось.

В 1776 году мушкетеров распустил Людовик XVI для экономии бюджетных средств. Содержание элитных рот дорого обходилось государству, как ему тогда казалось. Тем не менее, попытки возродить королевскую гвардию предпринимались — в 1789-м и в 1814 годах. И, в общем-то, логика за этим была: верных королю частей, способных и воевать, и лавировать в паутине заговоров, в ходе Великой Французской революции просто не осталось.

В песне из советского кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера» жизнь гвардейцев короля описывается примерно такой, какой она была: «Пальба, трактиры, стычки, шпаги, кони, / И буйный пир от схватки до погони». Мушкетеры вели образ жизни, привычный дворянам: дрались на дуэлях, посещали таверны, участвовали в войнах. Их слава со временем померкла, они остались лишь воспоминанием французской истории и красивым образом из книжек и фильмов.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK