ЧУМная кисть
Фото: ezraanthony, flickr.com
«Триумф смерти», 1562 год
Ничто не нанесло Европе столько урона, сколько чума. Она терзала население Старого Света с 1346 года и вплоть до XIX века. Спасения от этой заразы не было: если заболел – летальный исход гарантирован чуть ли не стопроцентно. Болезнь уносила от трети до половины больших городов и воспринималась как кара небесная. Неудивительно, что все это старались запечатлеть художники. Историк Жан Делюмо пишет, что черная смерть повернула европейское искусство «к жестокости, страданию, садизму, безумию и мракобесию». Чуме посвящены многие знаменитые произведения живописи. Одно из них – картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, написанная в период с 1561 по 1563 год, – знаменитое полотно «Триумф смерти».
Картина представляет собой панораму из груды умерших тел, по которым разгуливает армия скелетов, сея ужас и панику и устраивая жуткие пытки тем, кто пока жив: колесование, повешение, обезглавливание. Один из таких скелетов, едущий верхом на коне, ожесточенно косит людей огромной косой, другие – ловят их сетями. Мир гибнет под похоронный бой колоколов, раскачиваемых теми же посланниками смерти.
«Все холера виновата», 1848 год
Юмор, как известно, лучшее обезболивающее. Поэтому пока одни живописцы будили воображение жуткими сценами катастрофы, другие – иронизировали над болезнями. Одна из таких картин – «Все холера виновата» русского художника, работавшего в жанре графики, портретов и карикатур, Павла Федотова.
Полотно написано в 1848 году и изображает лежащего на полу мужчину, которому, по всей видимости, стало плохо и он упал прямо возле накрытого стола. Вокруг него – взволнованные домочадцы и подвыпившие друзья, которые напротив не обращают внимания на упавшего. Кажется, будто мужчине стало плохо из-за того, что он болен холерой. Но на обороте полотна автор написал такие строки:
«…Так, иной
Чуть до вкусного дорвется,
Не утерпит – так нажрется,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку впору.
Так подчас забывши страх,
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата.
Смотришь – худо. Кто ж вина?
Все холера виновата».
«Эдвард Дженнер делает первую прививку от оспы в 1796 году», 1879 год
С чумой, благодаря гигиене, Европа к XVIII веку мало-помалу справлялась, поэтому на первый план выходили другие недуги. Оспа – пожалуй, самый страшный из них. На помощь пришел молодой английский врач Эдвард Дженнер, о котором мы писали здесь. Он заметил, что доярки, которые ранее заражались коровьей оспой, были не восприимчивы к оспе обычной. Доктор взял жидкость из пустулы (оспяного нарыва) одной из таких молочниц и нанес ее в порезы на руке восьмилетнего сына своего садовника – мальчика по имени Джеймс Фиппс. Ребенок приболел, но уже через несколько дней выздоровел. После этого Эдвард Дженнер привил мальчику человеческую оспу. И вновь удача! Так появилась вакцина от оспы, а впоследствии – картина французского исторического живописца Гастона Меленга, написанная в 1879 году. Она так и называется: «Эдвард Дженнер делает первую прививку от оспы в 1796 году». На ней изображена доярка, от которой взяли жидкость из пустулы, сам Дженнер и слегка напуганный сын садовника.
«Малярия», 1883 год
Для кого-то малярия – заморская болезнь, а для кого-то – трагедия, актуальная и сегодня, и вчера. По данным на 2011 год, малярия была распространена в 106 странах – под угрозой заражения находится больше половины всего населения земного шара. В 2017 году ВОЗ сообщало о 219 миллионах случаев малярии, подавляющее большинство из которых зарегистрировано в Африке, другие очаги заболевания – Индия, Бразилия, Шри-Ланка, Вьетнам и Колумбия. Смерть от «болотной лихорадки» запечатлел на своем полотне «Малярия» в 1883 году итальянский художник Джулио Аристид Сарторио.
Картина была написана, когда ему было всего 23 года. Он дебютировал с ней на международной выставке в Риме, а сегодня полотно находится в Национальном музее изящных искусств в Буэнос-Айресе. На нем прямо на краю вот такого малярийного болота изображена женщина, в ужасе закрывшая лицо руками возле умершего ребенка.
«Автопортрет после испанки», 1919 год
Самое знаменитое (не без помощи мемов в интернете) полотно норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка – «Крик». Другие работы живописца известны меньше, но от этого они не менее выразительны. Это и понятно, потому что все творчество художника, который, как известно, отличался ипохондрическими настроениями, охвачено мотивами смерти и одиночества (посмотрите картину «Меланхолия»), но при этом каким-то пронзительным желанием жить (а потом взгляните на полотно «Танец жизни») несмотря ни на что. В общем, неудивительно, что одна из таких картин посвящена болезни – собственной. Мунк часто вообще рисовал себя, поэтому полотно называется «Автопортрет после испанки», написанный в 1919 году, как раз во времена, когда Европу терзала пандемия испанского гриппа и унесла миллионы жизней.
Несмотря на все волнения, тревожный 56-летний Мунк в отличие, например, от 28-летнего австрийского художника Эгона Шиле, пережил «испанку» и благополучно прожил еще 25 лет, скончавшись в 1944 году.
Коротко
Ольга Фадеева