Камилла
я могу сочетать несочетаемое
Редкая удача совместить работу и любимое занятие
Камилла  Андреева
Все записи
текст

Самые читающие дети планеты

Прочитала статью и представила как было бы хорошо моей дочери в такой школе! Из одиннадцати лет обучения  десять слышала одно и то же: "Ненавижу школу!" Сменили три школы, результат тот же. А в первом классе был каждодневным вопрос: "А зачем нам в школе рассказывают все то же самое, что мы в садике проходили? Оказывается, в школе не интересно!" Часто вспоминаю как было в советской школе - учились до 13-14 часов, на дом задавали мало, никогда не было 7-8 уроков подряд. Знали больше, чем нынешние дети в общей массе. В институт поступало только 30 процентов выпускников. Но выросли и выдающиеся...
Самые читающие дети планеты

Прочитала статью и представила как было бы хорошо моей дочери в такой школе! Из одиннадцати лет обучения  десять слышала одно и то же: "Ненавижу школу!" Сменили три школы, результат тот же. А в первом классе был каждодневным вопрос: "А зачем нам в школе рассказывают все то же самое, что мы в садике проходили? Оказывается, в школе не интересно!" 

Часто вспоминаю как было в советской школе - учились до 13-14 часов, на дом задавали мало, никогда не было 7-8 уроков подряд. Знали больше, чем нынешние дети в общей массе. В институт поступало только 30 процентов выпускников. Но выросли и выдающиеся ученые, и бизнесмены, и политики. 


«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».

Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире. 

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

  • Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

  • Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

  • Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

  • Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

  • Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

  • Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

  • обеды;
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
  • транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

  1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
  2. Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

  • 1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

  • 3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

  • 7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

  • Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Автор: Наталья Киреева

Интересно

Машины и Механизмы
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Всего 10 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Ева Корчагина
    05:06   /  22 января 2015
    развернуть
    Ева Корчагина
    Это потрясающие школы. Мне даже не верится, что такое существует. Вспомнилась книга Куроянаги Т. "Тотто-тян, маленькая девочка у окна", там речь шла об экспериментальной школе, где детей учили жизни, учили получать радость от  знаний, где не было искусственных рамок, запрещающих думать в эту или другую сторону, где вообще просто учили думать, не бояться мыслить и говорить. Из такой школы мне бы точно не хотелось уходить))) 
  • Арина Дворникова
    07:54   /  22 января 2015
    развернуть
    А мне все-таки больше нравятся наши школы. Не хотела бы изучать то, что мне не нравится или не будет нужно в будущем. На музыкальных инструментах мне играть не судьба, вообще не представляю, что на таких уроках делать... Не нравится идея с прогулками на десять минут. А главное, нет ответственности, строгих правил ( хотя бы некоторых ). Все-таки надо учить уроки, писать контрольные...
    Конечно, и в нашей системе есть недостатки, но лично мне она нравится больше.
  • Екатерина Маркова
    03:41   /  28 января 2015
    развернуть
    Да, имея почти отличный диплом гимназии я знаю втрое меньше моих родителей, которые учились в обыкновенной советской школе..Это факт. 
    Сейчас детей натаскивают к ЕГЭ, а думать не учат. Это тоже факт.
    Но везде есть свои исключения, как всегда.

  • Юлия Мешавкина
    03:44   /  28 января 2015
    развернуть
    Юлия Мешавкина
    А ведь всего сто лет назад они были "наши" ) Интересно, если бы Финляндия не отделилась - там бы осталась хоть часть этих "образовательных изюминок"?
  • Наталья Нифантова
    04:22   /  28 января 2015
    развернуть
    Вопрос про курицу и яйцо. Казалось бы, чтобы так готовить детей к жизни, нужно сначала устроить именно такую жизнь вне школы: основанную на уважении человека к себе, своим способностям, желаниям и к другим. Но! А могут ли такую жизнь построить люди изначально другой формации, которых с детства учили, что важно не то, чего ты хочешь и что тебе интересно, а то, что ты должен. Потому что "че ты, особенный, что ли?", и вообще так надо. С одной стороны, подло готовить их к жизни в несуществующем мире, с другой, кто иначе сделает так, чтобы он существовал?
  • Роман Деревянко
    04:47   /  28 января 2015
    развернуть

    Не хочу, конечно осуждать менталитет и особенно другую национальность, но на мой взгляд, дети везде одинаковые, где бы они не жили и на каком языке не говорили. Возможно много сторонников сейчас и за свободное воспитание (тоже взятое с запада) и образование, часто слышал об этом от родителей детишек с которыми общался ребенок. Но мне сложно представить, кто может вырастить в такой свободе.... То есть сначала, ребенок не наказывается за свои поступки, а потом еще и учиться как хочет? По сути передача жизненного опыта, культурных ценностей, да и самой культуры ребенку не передается не от родителей, не от учителей, а самое главное - воспитание! Отсутствие контроля за учебой в большинстве случаев приведет к ее не качественному освоению, либо вообще  к исключению из вуза....

    Может мы слишком много перенимаем от Запада?

    Воспитание ребенка и студента должно проходить в строгости, но не в тоталитаризме, конечно. Раньше это называли распущенностью, теперь свободой....

    Скажу только одно, раньше у нас было образование лучше в мире и показатель этому, были студенты со всего мира в наших учебных заведениях. И те же фины, между прочим!)

    Иногда не надо не чего придумывать заново, а просто под правильным углом оценить настоящее...

    Вот ссылка, как фин описывает их обучение - http://vladt89.com/study_finland.html

  • Valeria Swan
    05:39   /  31 января 2015
    развернуть
    Valeria Swan
    "Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы."
    Вот эта фраза прекрасна. Только есть одно НО. У нас в данный момент, существует одна большая проблема: важность образования уже не так прозрачна, как раньше. Наблюдая, как люди без ВПО/СПО образования делают бизнес (правда в большинстве своем его и назвать так нельзя) и зарабатывают деньги, дети к окончанию школы не видят смысла продолжать учиться, они теряют интерес. А если еще почитать и послушать людей, которое поголовно твердят, что Эйнштейн, Тарантино, Джобс вообще плохо учились или не учились, то...
    Да, кто-то из них идут получать корочку, прожигают 4-6 лет своей жизни, но выносят крайне мало. И именно потому, что в университете свобода, никого не заставляют учиться и не стараются привлечь. Естественно речь идет не о всех поголовно. Я наблюдаю и детей, которые верят в свое будущее и готовы трудиться.
    И тут уже дело воспитания. Кто что заложит в своих детях, я так считаю. 
    Ведь 30-50 лет назад образование, российское образование, пропагандировалось, ценилось. Детям уже в школе прививали любовь к образованию. И любовь ко школе.
    А сейчас? Да сейчас дети готовы сбежать оттуда. Даже встречи выпускников становятся реже и реже.
    Ох, меня так печалит и волнует всегда тема образования. Не могу относится к ней равнодушно.
    Мне кажется слишком много изъянов, которые нужно исправлять.. 
  • Петр Матвеев
    03:03   /  03 февраля 2015
    развернуть
    Петр Матвеев
    Проблема, конечно, многоступенчатая с большим количеством составляющих, коих я вижу несколько (это конечно не все). Первая - постановка целей, и ложные пути их достижения, как правильно отметила Валерия, а если ещё и идеологически подкрепляют, чем-нибудь, да хотя бы Робертом Киосаки, или Джобсом с Гейтсом, то вот и решение. 
    Красиво по этому поводу высказались на... конференции по архитектуре, позволю себе цитату:
    "Современная культура массового потребительского общества все больше ориентируется на чувственность и органическую телесность переживаний. Так называемый «гламур» современной рекламной культуры говорит не только о том, что реклама постепенно встает на место политической пропаганды, но и о том, что в рекламе на первый план выходят моменты чувственных наслаждений <...> На место мысли приходит ощущение, на место поступка – состояние, на место подвига – успех. В культуре, в том числе в философии и эстетике, расширяется популярность идеи пассивности, мягкого принятия жизни, непротивления и погружения в подсознание, расслабление и релаксация.
    В новой культуре героизм преодолен, причины успеха не рассматриваются, результат оказывается всегда важнее того, что к нему приводит."
    Второе, это слишком лёгкая добыча информации. Раньше мне для того, что бы что-то узнать приходилось искать книгу(журнал), вычитывать его, может быть делать пометки. То есть информация обходилась слишком дорого. А сейчас? Открыл яндекс/гугл/википедию просмотрел и... забыл. Зачем помнить, когда достал из кармана телефон и посмотрел ещё раз. А ведь вещи в природе имеют взаимосвязь и если я их помню, и они для меня активны, то новое знание накладывается на старое и происходит ещё и синтез. А если я получаю дискретные знания которыми не дорожу, то и самостоятельной находки не будет. Помимо ненужности запоминания усугубляет проблему и тестовая система, где ни о каком мышлении речи нет.
    Мы отживаем эпоху постмодернизма и должны войти в эпоху информации, но с такими предпосылками получаем более примитивное общество. Век информации потребует ещё больше знаний, логики, мышления, и этому должны способствовать электронные помощники, кои, в скором времени будут встроены в одежду (если не прямо в мозг). Но получается, что они не помощники мышления, а заменители. Зачем тогда "дедовское" образование? Грустно...
  • Александр e
    06:42   /  17 мая 2016
    развернуть
    Основные моменты отличия русской и финской образовательных систем заключаются в том, что финская система позволяет:
    1. производить высев обучающихся в школе.  Пример: если ты дурак, то ты не сможешь стать  секретарём партячейки и навязывать своё мнение всему обществу.
    2. говорить правду. Пример: ты не можешь постоянно обманывать учителей и общество, списывая у других и получая хорошие оценки. А потом закончить медицинский институт и стать, якобы, специалистом.
    3. не делить детей на боярских и холопских детей, а также приближенных к телу и придурков.

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK