Юлия
я могу Начать заново.
"Поворачивай стиль"
Юлия Мешавкина
Все записи
текст

Бумажная страсть

Функция почтовой марки так незатейлива, что страсти вокруг нее кажутся киношной выдумкой. Как так вышло, что кусочек бумажки стал предметом азартной охоты, способом накопления и методом пропаганды?

      У почтовой марки есть несколько официальных отцов, но главным ее создателем стал прогресс. В разгар промышленной революции, когда уже появились авторучка, двигатель внутреннего сгорания и даже аналитическая машина (предок компьютера), передовой Англии впору было стыдиться своего почтового ведомства. Это была дорогостоящая и коррумпированная организация, работающая по устаревшим моделям. Она никак не помогала росту свободной торговли, погрязла в цензуре, а простых людей отпугивала сложными тарифами. Сумма зависела от расстояния и объема письма, платить за пересылку приходилось адресату, и люди наловчились передавать самое важное «снаружи» послания: можно было повертеть его в руках, узнать главное и отказаться от получения. Есть версия, что изобретатель Роуленд Хилл однажды стал свидетелем такого трюка и задумался о сути почтовой реформы. До этого Хилл успел организовать образцовый учебный процесс в отдельно взятой школе (без розг, но с научной лабораторией) и помогал грамотной колонизации Южной Австралии. Очевидно, что его привлекали сложные задачи.

Роуленд Хилл, www.commons.wikimedia.org

В 1837 году Хилл направил правительству доклад «Реформа почты, ее значение и целесообразность» – очень смелый документ, в котором предлагалось сделать почтовые услуги доступными для простой публики, а для начала хотя бы их удешевить. Тарифы должны были стать едиными и учитывать не расстояние, а вес отправления. За пересылку письма массой в пол-унции (14 г – как три современных стандартных листа А4) предлагалось брать предоплату, всего лишь один пенни – монетку в 1/240 фунта стерлингов. Высшие почтовые чиновники восприняли такие предложения как личное оскорбление: план Хилла назвали «диким и неосуществимым», а также «нелепым, абсолютно голословным и полностью основанным на предположениях». К счастью, за него вступились торговцы и банкиры, которые страдали от существующей неповоротливой почты не меньше простого люда. Они организовали специальный комитет, который два года пробивал почтовую реформу, и наконец лед тронулся. Как только почтовый тариф снизился, объем оплаченной корреспонденции вырос на 120 %. Сработало! Парламент дал проекту Хилла добро.

1  /  3
 
Треугольные марки Капской колонии. Фото: Nickp, www.commons.wikimedia.org
Марки, выпущенные в 1973 г. в Бутане, – настоящие фонографические записи, их можно проигрывать на граммофоне. Они содержат традиционные народные песни и рассказ о королевстве на английском и бутанском языках, www.dic.academic.ru
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK