Ольга
я могу Слушать и слышать
Начиная в неудаче виноватого искать, опасайся слишком близко приближаться к зеркалам
Ольга Иванова
Все записи
текст

Управляемая эпидемия

Оскар Уайльд называл ее «Форма безобразия, настолько невыносимого, что его нужно изменять каждые полгода». Амброз Бирс – «Деспот, которого умные люди высмеивают, но слушаются». Бернард Шоу – «Управляемая эпидемия». Все это – о моде. Где и как формировался наш современный гардероб? Очаги эпидемии и фазы ее распространения – в нашем обзоре.

 

Длинный и содержательный каменный век вместил эволюцию человеческого костюма от намека на него до почти современного наряда. Первая одежда – набедренные повязки из шкур животных появились 500–200 тыс. лет назад, когда палеоантропы («архаические сапиенсы», к которым относят то неандертальцев, то Homo helmei – наших непосредственных пращуров) двинулись на север вслед за кочующими стадами копытных. Обуви у них еще не было (найдены отпечатки только голых ног), зато уже была бижутерия из перьев и ракушек.

Последние неандертальцы стали первыми портными: 40 тыс. лет назад они уже шили одежду, прокалывая ее и шнуруя. Кроманьонцы орудовали костяными иглами, плели ткани, сети, веревки, мешки, корзины и циновки. Есть вероятность, что в это время появился ткацкий станок и обувь – мокасины.

Самая знаменитая, богатая и исследованная могила кроманьонцев – захоронение в Сунгире (Владимирская область). Его возраст – от 25 до 30 тыс. лет, и в нем обнаружена совсем полноценная одежда – что-то вроде костюма современных чукчей: шапка, полушубок, штаны, соединенные с высокими унтами. Все из меха, расшито гирляндами бус из кости мамонта. 8–10 тыс. лет назад человек, одомашнив козу и овцу, начал делать ткань из шерсти.

 

Месопотамия: унисекс и яркость

 

В бронзовом веке появляются зачатки моды – правда, «фэшн» тех лет не менялся столетиями.

В 2900 году до н. э. вавилоняне (и мужчины, и женщины) носят длинные шерстяные шали (часто поверх туник канди с короткими рукавами) и прямоугольные набедренные повязки шубату, похожие на полотенца. Костюм украшает бахрома, которая выполняла еще и «юридические», и ритуальные функции: ее прикладывали к глиняной табличке вместо печати, чтобы заверить «документ», а если муж разводился с женой, то отрезал бахрому с ее платья. Одежда знати отличалась от одежды слуг разве что более богатой отделкой (сплошной вышивкой) и накидкой, напоминающей царский шерстяной плащ конас. Обувь – сандалии, но известны и сапоги – на шнуровке, открытые спереди, но с закрытым носком (в отличие от греческих). На голове у мужчин – войлочные и кожаные шапки, тюрбаны и колпаки. У женщин – шляпы, тюрбаны, диадемы или ленты (жгуты), скрученные надо лбом. Украшения обязательны, даже для бедных. В почете зонты, опахала и посохи – символ зрелости, мудрости и власти.

Любимый цвет – красный (слабость к кумачу питает большинство народов древности). Он же – самый дорогой (краситель, тирский пурпур, добывали из морских брюхоногих моллюсков, иглянок). Впрочем, южане и тогда ценили пестроту: носили одежду всех цветов, окрашенную органическими (марена, индиго) и минеральными (охра) красителями.

Уже был известен лен; в Нижней Месопотамии он рос плохо, и его возили с севера или из Египта. Так что льняная одежда – роскошь, привилегия царей и священников.



Каждая семья обеспечивала себя тканью сама, но при шумерских и вавилонских храмах были и настоящие ткацкие «фабрики» со штатом работниц. Ткачество требовало высокой квалификации, особенно – выделка узорной ткани с использованием золотых и серебряных нитей. Для этого благородный металл расплющивали в очень тонкую лепешку, нарезали полосками и вытягивали их.

Мужчины завивали волосы – так, что они становились похожими на парик. Бороды вавилонских царей закручены в трубочки или косички, украшенные золотыми нитями.

 

Египет: драпировки и макияж

 

В 2000 году до н. э. кочевники в монгольских степях носили шитую одежду, а средиземноморцы и египтяне – драпировки: отрезы тканей разной длины и форм. Религия Египта считала шерсть материалом порочным (из-за животного происхождения), поэтому все носили натуральный белый лен. Египтяне – главные поклонники цвета чистоты в древних царствах, у прочих (ливийцев, сирийцев, финикийцев, евреев) он не в чести.

Нефертити заворачивалась в хаик – большое прозрачное царское покрывало. Ее супруг Эхнатон (Аменхотеп IV), как все мужчины-египтяне, обходился набедренной повязкой – хенти. Знатные дамы носили массивные украшения из золота, бронзы и драгоценных камней, что на фоне лаконичных «платьев» выглядело шикарно. Мужские головы чаще всего обривались наголо.



Через 500 лет складки на драпировках становятся мельче, женщины надевают парики из длинных волос и легкие венцы из золотых нитей. Бедноте доступна лишь нагота, но и состоятельные дамы сплошь и рядом ходят с открытой грудью.

Яркий макияж глаз делали все от мала до велика, придавая ему сакральный смысл. Густо подводили глаза даже священным животным в храмах (кобрам, крокодилам, кошкам и быкам). Синие тени делали из порошка ляпис-лазури, зеленые – из толченого малахита, а серые – из свинцовой руды с сурьмой.

 

Эллада: минимум деталей

 

Древние греки – ценители пропорций. 800 лет до н. э. творчество архитекторов основывалось на пяти столпах: закономерности, организованности, соразмерности, симметрии и рациональности. То же и в одежде. Она не знала ни иголок, ни ножниц и представляла собой простое полотно. Его собирали вертикальными складками и закрепляли брошью или завязывали. Главный принцип – все в меру, главный враг – детали. В греческом костюме их минимум: украшательство – удел злобных божеств.



Говорят, опальный Фокион – знаменитый афинский военачальник – так обнищал, что не мог выйти из дома вместе с женой: у них был один костюм на двоих. Звучит правдоподобно, древнегреческая одежда была почти одинаковой для обоих полов. Снизу хитон (типа легкой рубашки без рукавов), сверху у женщин – пеплос (отрез ткани), у мужчин – плащ (короткий – хламида, длинный – гиматий), который в случае чего заменял одеяло.

А в 753 году до н. э. римляне берутся за ножницы, вырезая из греческого плаща вытянутый полукруг – будущую римскую тогу. Достигая семи метров в длину, она весила, как атмосферный столб, так что задрапироваться в нее самостоятельно было сложновато.

 

Варвары: штаны и звериный стиль

 

В V веке Европу захватили варвары, которыми культурные римляне называли всех чужеземцев-кочевников, в том числе скифов, сарматов, гуннов и саков. Первое, чем оглушили презренные дикари цивилизованную античность, была одежда. Люди bar-bar-bar – о, ужас – носили облегающие штаны, да еще и украшали их вышивкой и металлическими накладками.

Костюм саков представлял собой камзол. Кожаные брюки заправлены в сапоги с высокими голенищами, поверх полотняной рубашки – кожаная куртка, на голове кулах – колпак конической формы.




Гордость и предубеждение по отношению к кочевникам переполняли европейцев до тех пор, пока они не узрели знаменитое скифское золото – безумной красоты бляхи, бусы, перстни, браслеты и т. д. Главный мотив украшений – животные, чаще всего олени. За это манеру окрестили скифо-сибирским звериным стилем.

 

Византия: шелка и футляр на ножках

 

Византийский костюм был «говорящим»: вид, цвет, количество одежды регламентировались законом, и «бык», даже при деньгах, не мог обзавестись тем, что положено «Юпитеру».

Костюм ромеев соединил в себе традиции Востока и сильнейшее влияние христианства, которое всегда только и делало, что боролось со страстями за «богатый внутренний мир». Так что одежда придавала фигуре бесплотные черты. Зато была роскошной, богато украшенной вышивкой и жемчугами. Основное внимание – на лицо, тело спрятано за многослойными туниками и плащами без складок. Византиец в такой одежде создавал впечатление футляра на ножках.



Шелк возили из Китая, и он был крайне дорог. Но двум монахам ордена Святого Василия удалось-таки в обманных перевезти в Византию коконы шелковичных червей – так шелковая одежда стала доступна не только знати.

 

Средневековье: рога и полет фантазии

 

В XII веке в одежде еще царит однообразие. По крайней мере, в среде простолюдинов. Крестьяне носят короткое платье, пастухи – узкие штаны брэ и шапероны – колпаки, закрывающие плечи. В XIII веке зажиточные дамы озабочены своим внешним видом. Рукава женских котт – платьев в виде туники – становятся такими узкими, что их нужно зашивать после каждого надевания. В XIV веке начинается эпоха Возрождения. Художники и поэты воспевают красоту. Мужчины носят короткие костюмы, подогнанные по фигуре шнуровкой. А у женщин появляются шляпы (они были и раньше, но напоминали мужские). В 1395 году Французская королева Изабелла Баварская изобрела геннин – шляпу в виде конуса, ставшую исключительно женской. Дамы стали сооружать на голове башни из бумаги и ткани, некоторые из них достигали метра в высоту! Позже геннин стал еще экстравагантнее: приобрел два «рога». Это шокировало церковь, но полет фантазии было уже не остановить. Рождается мода – изменчивая, капризная, настоящая.


 

Ренессанс: обручи и парики

 

Средневековая одежда не допускала открытых частей тела, так что еще один чисто женский предмет гардероба – юбка – сформировался только в XV веке. В середине того же столетия юбку растянули на обручах, и она превратилась в вердугадо. Слово испанское, поскольку изобретение родом из Испании: его автор – королева Кастилии и Леона Жуана Португальская, желающая скрыть беременность.

Не меньше, чем нравы Жуаны, осуждались кастильской знатью ее смелые декольте, которые тоже стали модными, вместе с широкими рукавами и мягкими тканями. Но, пожалуй, до сих пор никто из монарших особ не превзошел в пристрастии к поражающим воображение нарядам Елизавету I. Будучи выдающимся монархом (эпоху ее правления, 1558–1603 годы, называют «золотым веком Англии»), «добрая королева Бесс» знала толк в туалетах: в ее гардеробе было 6000 платьев. Она ввела моду на высокие воротники из множества складок, на рыжий цвет волос и парики (их у нее было 60), которые ей пришлось носить с 29 лет.


 

Слова, изменившие мир

 

Научно-техническая революция! Велосипеды, поезда и автомобили покончили с кринолинами и турнюрами навсегда. Новая одежда должна была стать удобной и легкой, силуэт – естественным.

В 1853-м, пока дамы донашивают кринолины, Леви Стросс уже шьет первые джинсы! Остается всего пять лет до появления моды «от-кутюр». В 1858 году французский модельер Чарльз Фредерик Уорт, который к тому времени пользовался поддержкой императрицы Евгении, открыл первый дом моды и первым разделил одежду по сезонам. Он учредил Синдикат высокой моды, который существует до сих пор.

В 1883 году рождается Коко Шанель. Именно она спустя годы будет представлять мир моды в списке ста самых влиятельных людей ХХ века от журнала «Тайм».

Вторая мировая война окончательно доконала уайльдовскую «форму безобразия». Теперь красоту лепят из того, что есть: обувь – на деревянной подошве, юбки – короче, ткани – дешевле. Для мужчин все просто – шляпа на затылке, пиджак «не по размеру», зауженные брюки. Коко Шанель показывает свой строгий костюм (укороченный жакет и юбку-карандаш), который войдет в классику женского стиля.

 



В 1950-е женщины «отвоевывают» брюки, в 1970-е окончательно возвращается унисекс: джинсы, бейсболки, кофты, рубашки и майки – основная одежда для всех – не только удобно, но и служит принципам демократии и феминизма.

2000-е. Склонность к дешевому шику – стразам, лакированной коже, но также к бриллиантам и золоту. В 2010-х в моде максимум естественности: от небрежной прически до макияжа а-ля натюрель. Свободный покрой и «натуральные» ткани: лен, хлопок, фетр.

Продолжение следует – на ваших глазах. 


Читайте статью в онлайн версии журнала "ММ": http://www.21mm.ru/?mag=125#016                                    


Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK