я могу сочетать несочетаемое
Редкая удача совместить работу и любимое занятие
Камилла  Андреева
Все записи
текст

Потрогать руками

Постоянным читателям «ММ» хорошо знакомо стремление нашего издателя любое понятие «потрогать руками». Что под этим подразумевается, Александра Новикова расспросил его постоянный собеседник Николай Андреев.
Потрогать руками

Николай Андреев: Ты часто пользуешься термином «потрогать руками» – говорим ли мы про рыбу, или про религию, или про психологию. Что ты под этим подразумеваешь?

Александр Новиков: Это некий способ познания мира… Но давай немного шире обозначим тему и для начала попробуем понять, что такое разумная жизнь. Человеческая жизнь – это постоянный процесс принятия решений. Подсознательных, сознательных, маленьких, больших. И чем больше принимается решений, чем они ответственнее, тем выше разумность этой жизни. И все правильные решения всегда направлены на достижение какой-то цели.

НА: А кто знает, какое решение правильное? Что такое правильное решение?

АН: Мы всегда принимаем решения на основании полученной объективной информации. 

НА: Но 90 процентов решений принимаются на интуитивном уровне, бессознательно.

АН: Это так кажется. Потому что информацию мы накапливаем всю жизнь, пытаясь нарисовать вокруг себя картинку мира. Я предполагаю, что эта картинка пуста у новорожденного человека. 

НА: Человек родился с чистой картой памяти. И без всяких изначальных программ.

АН: Нет. Какие-то начальные программы у него, я думаю, есть. Я бы назвал это наличием инстинкта. 

НА: У нас был номер про инстинкты. И, в конце концов, мы выяснили, что человек рождается без инстинктов.

АН: Но я согласился с этим частично. Я считаю, что инстинкты у людей есть. И они так же, как и у самых примитивных животных, заложены в нас изначально. Другой разговор, что мы не животные, и наше сознание работает по-другому. У нас есть дополнительные потребности, которые расширяют спектр разумной жизни. Мы можем отодвинуть инстинкты в сторону и принимаем решения не только на основании их. Но когда приходит критическая ситуация, мы возвращаемся к ним и будем, как собаки, грызть стену, если это понадобится для выживания. И точно так же драться за кусок мяса, если придется.

Я считаю, что, когда ребенок рождается, у него есть потребности и есть программы для их реализации, заложенные на генном уровне. Простенькие, для выживания. Но картинки окружающего мира у него еще нет. Поэтому он принимает решения как будто с закрытыми глазами, на основе той программы, которая у него заложена. Если он не будет есть, то умрет. Если ему холодно, он отползет туда, где теплее. И потихоньку, шаг за шагом, он начинает формировать картинку мира. Но рисует он ее не словами, а образами. Допустим, я не смотрю на стекло, а трогаю его – холодное, плоское, гладкое, с острыми углами, – и в голове у меня сразу сложился образ. 

НА: Но в темноте не отличить кусок стекла от куска железа.

АН: Потому что в формировании образа задействовано большее количество информации. Мне достаточно секунды взгляда, чтобы я понял, что это, например, стакан. И в голове у меня сразу сложится его образ. Но когда я родился, я же не знал, что это стакан. Очень важный момент – чем знание отличается от информации.

Когда я смотрю на стакан и говорю себе: «Это стакан», – это информация. Я этот стакан сформировал как образ, подписал по-русски и положил в ячейку моего мироздания. 

НА: Это знание или информация?

АН: Это знание. А информация – когда у меня в ячейке уже лежит этот стакан, и, глядя на него, я сравниваю информационный образ с тем знанием, которое у меня в голове есть. 

НА: Но в этой ячейке под словом «стакан» может лежать 10 миллионов образов. Глиняный стакан, деревянный, железный. Стакан в металлургии. То есть у тебя лежит огромное количество образов с подписью «стакан».

АН: Нет. У меня наращиваемый образ. В зависимости от дополнительной информации – визуальной, осязательной, обонятельной…

Из маленьких пазлов мы формируем образ стакана. Если убрать один пазл – стекло – и поставить железо, то это будет железный стакан. 

НА: Мне хотелось бы получить точную формулировку: что такое знание, и что такое информация. И как одно соотносится с другим.

АН: В наше сознание приходит информация, но она не всегда становится знанием. Вот когда ты из комплекса полученной информации сформируешь образ, положишь его в ячейку знания и подпишешь, это и будет знание.

И ты всегда будешь сравнивать приходящую информацию с тем образом, который в виде знаний уже записан в твою ячейку.

НА: То есть в основе знания лежит информация.

АН: Я бы добавил еще слово «опыт» в эту формулу. Знание – это некий образ, полученный на основании информации путем приобретения опыта. 

НА: Возвращаемся к ребенку, который только родился, у которого ноль информации и ноль знаний. И он начинает на основе поступающей информации формировать: а) опыт и б) знания. И начинает строить этот мир.

АН: Строить картинку, как выглядит мир вокруг него. 

НА: А может, он мир строит? А картинки нет как таковой. Потому что, если он исчезнет… и мир для него этот исчезнет. Значит, он мир строит, а не картинку.

АН: Нет. Это уже, знаешь, на уровне фэнтези. Потому что я могу тебе рассказать, что такое душа, и куда она переселяется после того, как человек умрет. Мы говорим не про это. Ребенок формирует понимание, какой мир существует вокруг него.

Понимаешь, меня часто спрашивают, верю ли я в Бога, и я отвечаю, что верю. Но из всех моих верующих знакомых я самый прагматичный. Потому что я стараюсь сначала потрогать руками то, во что я верю, и положить это в ячейку своего знания.

Так вот, маленький человек начал формировать картинку своего мироздания, чтобы получить знания. Потому что эти знания будут являться эталоном, на основании которого он будет принимать решения и сравнивать приходящую к нему информацию в дальнейшем. Чем больше он нарисует вокруг себя картинку мира, тем легче ему будет принимать правильные решения.

Но тут есть один маленький нюанс, и называется он «вера», которая тесно примешивается к понятиям «информация», «опыт», «знание».

Ведь изначально человек не может самостоятельно познать весь мир, так как у него совсем нет опыта, поэтому многие вещи он воспринимает на веру. Он верит родителям, учителям, воспитателям. Есть люди, которые живут всю жизнь на основании веры, грубо говоря, это замещение знания в их картинке мира. В этом случае принятие правильных решений напрямую зависит от того, кто стал авторитетом для такого человека. 

НА: А как потрогать руками нематериальные объекты?

АН: Надо включить нематериальные органы ощущений и сформировать некий образ в голове. Например, сердце у нас чувствует дружбу, чувствует любовь. У нас есть органы, которые можно назвать сенсорами сексуального возбуждения. То есть в нашем организме существуют датчики ощущения нематериального мира. Еще один очень большой датчик – это, собственно говоря, само сознание.

НА: Однажды в разговоре ты сказал: «Я могу вам объяснить, как потрогать руками все, любую вещь». И я хочу от тебя добиться ответов на мои вопросы. Например, расскажи мне, как потрогать руками справедливость.

АН: Коля, я не буду тебе отвечать на этот вопрос сейчас. Каждую конкретную вещь или явление можно и нужно «трогать руками», но начинать в этом разбираться надо с каких-то фундаментальных вещей, что мы и пытаемся сделать сегодня. Мы сейчас обсуждаем только механизм этого процесса.

Я к чему пытаюсь подвести? Нужно строить картинку мира логически. Ее можно строить, начиная с маленьких кирпичиков и постепенно наращивая. Чем больше у тебя заполнены пазлы материального и нематериального понимания мира, тем легче вставлять любую дополнительнуюинформацию и говорить: «Да, совпало, истина». И «потрогать руками» – это значит заполнить картинку и признать ее для себя – хотя бы с какой-то долей вероятности – как истину.

НА: Но есть же еще предварительный этап. Сначала нужно понять, куда его вкладывать, этот пазл. Ну, вот ты берешь что-то, смотришь, оцениваешь и начинаешь этот пазл пристраивать. Так вот, прежде чем его куда-то упихивать, его нужно как-то оценить – как ты говоришь, потрогать руками. И я думал, что ты, когда говоришь слово «потрогать руками», имеешь в виду именно это – понять, что это из себя представляет.

АН: Ты говоришь правильно, но это только с точки зрения оценки, места расположения, цвета… Когда я говорю: «Давайте потрогаем руками», я понимаю, что нельзя потрогать, например, справедливость. Но сформировать образ и для себя принять его за истину вполне возможно.

НА: Но стакан – это стакан, стол – это стол, зеркало – это зеркало. Все это материально. А уникальность человеческой личности как раз и состоит в разном отношении к нематериальным объектам. Доброта, справедливость, любовь, честность, дружба. У каждого на эти нематериальные вещи свой пазл. У кого-то они совпадают, у кого-то нет.

И если твое и мое понятие дружбы будут кардинально различны, мы с тобой не сможем общаться.

Так вот, каждый человек уникален своим пазлом, своей картиной мира, которую, как ты говоришь, он сформировал. Именно в этом ценность.

АН: Нет, не так. Фундаментальные кирпичики, складывающие эти пазлы, должны быть у всех одинаковы. Есть материальные вещи, которые на сегодняшний момент хорошо изучены в рамках физического мира, и они приняты всеми одинаково. А вот некоторые вещи нематериального мира в настоящее время очень слабо изучены. Наша наука не признает нематериального мира, и его толкованием стала заниматься религия и другие псевдонаучные организации. Поэтому мы не знаем нематериального мира.

Но дружба и любовь, на мой взгляд, это фундаментальные кирпичи, которые для всех должны быть одинаковы. Другой разговор, что они не изучены и не имеют «логической цепочки», уложенной в костяк знания, как это сделано с материальной наукой. На сегодняшний момент никто этим не занимается. В этом и все различие.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK