Циолковский от транспорта
Путь «Струнного транспорта Юницкого» достаточно долгий, почти 40 лет прошло с тех пор, как были сделаны первые наброски, до реальных полномасштабных тестовых образцов. Все началось в 1978 году, и только в 2014 году было создано проектно-конструкторское предприятие в Минске – один из важнейших элементов реализации струнных технологий. Почти 200 конструкторов занимаются технической документацией Skyway и работают на демонстрационных участках, строительство которых началось в 2015 году возле города Марьина Горка Минской области, Республики Беларусь. Данный объект получил название ЭкоТехноПарк, и в настоящее время там можно увидеть, как это работает.
У КОМПАНИИ ЕСТЬ особенности маркетингового подхода, по принципу которого идет сбор средств от инвесторов, так как получить поддержку государства для осуществления проекта не удалось. А условия вложения средств крупными инвесторами предполагало требование полной передачи управления проектом в их руки, что Юницкого совсем не устраивало. В итоге было принято решение внедрить специальную программу для привлечения значительного числа частных инвесторов с небольшим финансовым порогом для входа в проект и приобретения акций компании с большой скидкой от номинальной оцененной стоимости. Однако стоит учитывать, что вложения в данный проект относятся к долгосрочным и не обещают быстрого получения прибыли.
ТАК ЭТО ИЛИ НЕТ, рассудит время. Наша роль скромнее – рассказать о фактах.
АНАТОЛИЙ ЮНИЦКИЙ родился 16 апреля 1949 года в городе Комарин Комаринского района Полесской области (сегодня – Гомельская область республики Беларусь). Тяга к изобретениям у будущего конструктора проявилась уже в детстве. Мальчишке повезло – он учился в казахстанском городе Николький (ныне – Сатпаев), что возле Байконура. Неудивительно, что Юницкий увлекся ракетным моделированием. Еще школьником он сконструировал действующую модель трехступенчатой ракеты, из доступных материалов собрал реактивный двигатель, дымный порох и много чего еще. И не только сконструировал, но и провел тестовые запуски своих детищ, причем с участием живого «космонавта» – мышки, для успешного приземления которой мальчик прикрепил к пилотируемому отсеку миниатюрный парашют. После отделения третьей ступени зверь приземлился живым и невредимым. За это изобретение в 10-м классе Анатолий получил от директора школы похвальную грамоту, а в 1965-м – грамоту уже от областного РОНО, когда заработал первое место на выставке детского технического и изобразительного творчества за создание ракетодрома.
ОДИН ИЗ САМЫХ запоминающихся случаев из детства Юницкого связан с очередным запуском ракеты с космодрома Байконур. Мальчик увидел ее из летнего кинотеатра, во время сеанса. Лето в тот год выдалось очень засушливым, но через час после запуска ракеты на землю обрушился долгожданный ливень. Радовались все, кроме Алексея. Он увлекался трудами Циолковского и догадался, что это мог быть искусственный дождь, вызванный разрывом озоновой оболочки Земли в результате воздействия ракетных двигателей.
В 1966 ГОДУ ЮНИЦКИЙ окончил школу, год трудился слесарем-сантехником в районной котельной, а потом рабочим в геофизической экспедиции – на закрытой территории рядом с Байконуром. Там он и узнал, что ракетное топливо чрезвычайно токсично и негативно воздействует на атмосферу. Парень задался вопросом: можно ли в космос летать по-другому, без ракет? После этого Анатолий Юницкий потерял покой. В хорошем смысле этого слова.
Эстакада с наземными форвакуумными трубами и геокосмическим Общепланетным транспортным средством. www.yunitskiy.com
НЕ ЗАБЫВАЛ Анатолий Эдуардович и про космические дали, поэтому в 1980-х годах предложил концепцию неракетного освоения космоса, выдвинув идею аппарата, который будет за раз вывозить не одну тонну груза, как сегодня, а 10 млн тонн. При этом планировалось, что перевозка груза будет дешевле, чем перевозка по земле. На первый взгляд – чистая фантастика! Неудивительно, что при упоминании имени изобретателя многие крутили пальцем у виска.
Стыковка ОТС с элементом стационарной орбитальной индустриально-жилой инфраструктуры. Фото: www.yunitskiy.com
ЧЕРЕЗ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ на средства инвесторов, поверивших в будущее технологии, был построен полигон струнного транспорта. Проект даже одобрил президент Дмитрий Медведев, но, увы, случилось непредвиденное: полигон был разрушен, конструкции срезаны под корень. Догадаться о причинах несложно – струнный транспорт дешевле и намного эффективнее обычного, поэтому для перевозчиков-монополистов он мог стать настоящей головной болью (после этого случая компания зарегистрировалась в Англии, создав также свое представительство в Москве).
Технологии
Ольга Фадеева