Текст:
Николай Колдыркаев
О способах переправы через Боспор Киммерийский рассказывали Еврипид, Эсхил и Плутарх. По преданию, первой через него переплыла Ио, возлюбленная Зевса, превращенная в корову и гонимая оводом. Отсюда античное название Боспора – «Коровий брод» (Βόσπορος). Киммерийским – по имени народа, населявшего тогда Северное Причерноморье, – Боспор назвал Геродот.
Во II веке до нашей эры на льду пролива состоялось сражение между армией царя Митридата VI Евпатора и варварами. Дрались всерьез – переправа еще в античности имела огромное стратегическое и экономическое значение: Керчь– бывшая столица Боспорского государства– располагалась на Великом шелковом пути.
Он же – Боспор Киммерийский
О строительстве моста через Керченский пролив грезила в свое время каждая достаточно развитая и амбициозная цивилизация.
Англичане начали с малого. В конце XIX – начале XX века они проложили между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива телефонный провод для надежной связи метрополии с ее колонией – Индией. Но планы Британской империи были масштабнее: в 1901 году английское правительство уже рассматривало проект строительства железнодорожной магистрали от Лондона до Дели. При ее создании планировалось возвести гигантский мост через Ла-Манш и несколько меньший – через Керченский пролив. Затраты по проекту оказались колоссальными, найти необходимое количество средств не удалось, и проект лег под сукно.
В 1903 году мостом заинтересовался император Николай II. Российские инженеры разработали проект, но планам помешали сначала Первая мировая, потом революция, Гражданская война...
Впрочем, уже в 30-е годы Сталин постановил возродить проект. Кроме возведения моста он предусматривал реконструкцию подъездных путей и строительство 80-километровой дороги. Планы отодвинула война.
Буквально в ходе ее мост через Керченский пролив собирался построить Гитлер – он намеревался перебросить на Кубань войска и технику для похода на Индию. В 1943 году министр вооружений Альберт Шпеер получил приказ о начале строительства.
Цена вопроса. Проект транспортного перехода через Керченский пролив разработала и представила в 2007 году российская проектно-строительная фирма «Спецфундаментстрой». Это мост
на сваях длиной 4,5 км и высотой 50 м, который соединит Порт Крым и Порт Кавказ. Стоимость
проекта – 488 млн долларов. К этому нужно добавить стоимость реконструкции прилегающих автомобильных и железнодорожных путей, портовой и территориальной инфраструктуры. В целом
комплексный проект строительства транспортного перехода оценивается в 1,2–1,5 миллиарда
долларов. Если он будет одобрен, то мост построят в течение двух лет. Проект также предусматривает возможность прокладки коммуникаций для транспортировки нефти.
Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады запретили. В 1944 году советские войска освободили Крым, и на берегах пролива обнаружилось огромное количество металлических конструкций, цемента и оборудования, завезенных для сооружения супермоста.
По приказу Сталина закипела работа. Мост длиною 4,5 километра был построен в рекордные сроки – за шесть с половиной месяцев. В ноябре 1944 года его приняли во временную эксплуатацию, в феврале 1945 года по мосту прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. А еще через несколько дней спешно построенный мост был разрушен штормом и мощным ледоходом со стороны Азовского моря.
После окончания войны мост обследовала специальная комиссия, которая приняла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. Представляя проект, заместитель наркома путей сообщения Гоциридзе заметил: «Товарищ Сталин, это будет царь-мост». Иосиф Виссарионович ответил: «Товарищ Гоциридзе, мы царя свергли в 1917 году». И вместо моста
была построена паромная переправа.
Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым – Порт Кавказ), была открыта в 1953 году. На линии работали четыре железнодорожных парома.
Коса Чушка выдается в море на 18 км
С начала 90-х годов XX века было разработано порядка двух десятков предварительных проектов моста через Керченский пролив, по инициативе как крымской стороны, так и российской. Согласно одному из проектов строительства моста, разработанному еще в 2007 году российской фирмой «Спецфундаментстрой», стоимость постройки составит 480 миллионов долларов. Проект предполагает, что мост высотой 50 метров совместит пешеходную дорожку, несколько полос для автомобилей и две железнодорожные колеи. На строительство уйдет два года.
В результате многочисленных переговоров, в том числе и на уровне глав государств, задача строительства моста стала частью транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 22 ноября 2008 года. Таким образом, чиновники постановили: мосту быть. А как на практике?
Прежде чем приступить к разработке конкретного проекта, следует решить несколько вопросов, которые находятся в компетенции правительств и президентов Украины и России. Это проблемы пограничных переходов, таможенного контроля, формирования транспортных потоков, юридического обоснования привлечения
инвестиций. Усложняет проектирование также тот факт, что в обоих государствах за время независимости приняты строительные нормы и правила (в России – СНиП, на Украине – «Державні будівельні норми»), которые значительно различаются по своим требованиям.
Инженерам и строителям предстоит решить ряд не менее трудных задач. Главной сложностью для будущего строительства является то, что морское дно в Керченском проливе представляет собой цепь грязевых вулканов, покрытую слоем ила толщиной 50 метров, который под действием течений «мигрирует» и то намывает «острова», то создает промоины. Ненадежное основание может стать угрозой для будущего моста. (Вспомним, что произошло в феврале 1945 года.)
Грязевые вулканы – признак геологической нестабильности
Некоторые технические требования к мосту еще в 2007 году озвучил председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Анатолий Гриценко: «У эстакады через Керченский пролив должно быть двустороннее автомобильное движение, ширина каждой дорожной полосы семь метров, плюс одноколейная железнодорожная линия. Потенциал фирмы «Спецфундаментстрой» позволяет вести работы по закладке
свай и по монтажу морского перехода на любую глубину. Поэтому, с некоторыми замечаниями, этот российский проект вполне реален».
Пассажиропоток – 10 млн человек в год.
Время строительства – около двух лет. Если возводить конструкцию одновременно с двух сторон, то можно управиться за 14–16 месяцев.
Мост запроектирован с двумя проходами для судов, по одному на российском и украинском
участках, с подмостовым габаритом 60 м и судоходными пролетами над фарватером 210 м. Минимальная ширина проходов (в верхней части) – 145 м.
Замечания по проекту «Спецфундаментстроя» сводятся к обеспечению судоходства
в проливе. «Согласно их проекту длина мостового полотна должна составить 4,5 километра (без арки для прохода судов), а высота конструкций может достигать 50 метров над водой», – сказал Анатолий Гриценко. Но это опять же для транспортной эстакады. А для той части моста, которая будет служить для прохода судов по Керчь-Еникальскому каналу, высота над водой должна достигать 68 метров. Под ней будут проходить буровые платформы «Черноморнефтегаза», поскольку добыча топлива и дальше будет вестись и в Черном и в Азовском море, и мост не должен стать препятствием для этого.
Сейчас правительства двух государств пытаются ускорить строительство моста для расширения межгосударственных связей России и Украины в связи с проведением крупных спортивных мероприятий – чемпионата Европы по футболу 2012 года, который пройдет на Украине, и Сочинских зимних Олимпийских игр 2014 года.
Правительство Республики Крым верит в успех. Премьер-министр Крыма Василий
Джарты считает, что идея строительства моста между Крымом и Россией через Керченский пролив как никогда близка к воплощению, причем в ближайшие годы.
«Во время переговоров в Харькове Виктор Янукович и Дмитрий Медведев согласились с необходимостью вернуться к инициативе строительства моста через Керченский пролив, – сообщил крымский премьер. – Я очень рад, что смог убедить двух президентов в том, что мост Керчь – Кавказ нужен и Украине и России, и должен быть построен как можно скорее».
Перемены, подчеркнул Джарты, начнутся очень скоро: президент Медведев сказал, что мост нужно построить до 2014 года.
Керченская паромная переправа
Ускорить строительство моста и заодно сэкономить средства можно, построив только автомобильную эстакаду, без железнодорожных путей, пояснил директор «Спецфундаментстроя» Георгий Дьяченко: «При выборе типа мостового перехода были рассмотрены варианты совмещенного автомобильно-железнодорожного
и исключительно автодорожного типа. За основной рабочий вариант принят автодорожный мост с четырьмя полосами движения (по две в каждом направлении). Тем не менее, предлагаемый продольный профиль автодорожного моста не исключает возможности его дальнейшей доработки до совмещенной с железнодорожным мостом схемы и реализации в один этап».
Последний вариант проекта предусматривает строительство автодорожного моста на участке существующей автомобильной дороги Симферополь – Керчь – Новороссийск – Батуми. Эстакада станет частью транспортного коридора Европа – Азия (Балтика – Черное море) и, одновременно, частью Черноморской автомагистрали. Введение в строй данного моста позволит сократить путь движения грузов и пассажиров, по сравнению с существующим обходным, на 450 километров.
Есть и другие предпосылки для такого решения. Еникальский створ расположения позволит пересечь Керченский пролив в наиболее узком месте. При этом направление перспективного развития Порта Кавказ будет смещаться в сторону пос. Ильич.
В целом, конечно, нет сомнений, что мост может быть построен в такие сжатые сроки. Современные технологии это позволяют. Главное – не наломать в спешке дров, как это случилось в 45-м. И уж если строить Царь-мост, то на века!