Старые лошадки
В одной из них в 1912 году разместилась фумигационная камера для обработки экспонатов от вредителей (они до «народных» меха, ткани, дерева ой как падки!). Огромный чугунный танк (именно так называют эту установку в документах начала ХХ века) не смогли сдвинуть с места ни революция, ни войны, ни перестройка. Ровно сто лет он простоял на своем месте, постепенно став уникальным оборудованием не только в России, но и в мире. Именно оборудованием, а не экспонатом – потому что камера по-прежнему работает!
Когда-то газация была самым распространенным методом борьбы с вредителями музейных ценностей, будь то моль или древесные жучки. В герметичные камеры, подобные этой, в разное время закачивали окись этилена, бромистый метил или препараты на основе фосфина.
SÖDERTELGE VERKSTÄDER
Еще в 1913 году компания начала участвовать в производстве самолетов: толчком для этого послужило сотрудничество с пионером авиации Карлом Седерстрёмом (Carl Cederström). Предприятие не только копировало немецкие и французские самолеты, но и разработало две собственные модели. Однако к 1917 году все фабрики Версена были проданы шведскому консорциуму Aeroplan.
Последняя компания нам известна по автомобильному бренду Saab. Он был создан как подразделение Svenska Aeroplan в 1937 году, перешел непосредственно на выпуск авто после Второй мировой. В 2000 году был выкуплен компанией Genеral Motors, а сейчас находится в собственности шведско-японско-китайской компании National Electric Vehicle Sweden.
Так камера выглядит сегодня
Инженер по обслуживанию камеры Алла Александровна Инина провела для «ММ» экскурсию в техническое «закулисье» Российского этнографического музея:– Самостоятельно музей не занимается фумигацией давным-давно. Для ее проведения приглашаем специальную организацию. Да и то изредка, в основном для тех предметов, которые доставляются к нам из экспедиций. Музей их проводит каждый год летом и осенью. Привозятся предметы самые разные, из разных областей, иногда зараженные… Вот тогда наша камера и бывает нужна.
Первоначально здесь были рельсы, по которым вагонетка с вещами заезжала прямо в камеру. Конечно, когда я пришла на работу в музей, а было это в 1998 году, ничего этого не сохранилось. Были только деревянные мостки, по которым рабочие просто заносили экспонаты внутрь. Сейчас перед вами представлена уже реставрированная камера: с металлическими полками, передвижными мостками. Но вот крышка двигается по той же направляющей, что и в 1912-м. Никакой автоматики. У нее 18 болтов. Каждый затягивается вручную, камера закрывается герметично. После того как внутри создается разрежение, болты еще раз подтягиваются, и тогда подается газ.
Пойдемте! Посмотрите на наше машинное отделение...
Поршневой насос для разрежения воздуха в камере. Сделано в 1912. До сих пор на ходу (!)
Машинное отделение фумигационной системы для человека с мобильным телефоном в кармане – это шок! Механизмы тут явно из той эпохи, когда «Титаник» отправлялся в свое первое и последнее плавание. Чтобы гармонично дополнить образ, их и обслуживать надо бы не миниатюрной Алле Александровне, а какому-нибудь чумазому детине в холщовых штанах, который бы бранью перекрикивал шум двигающихся поршней. Впрочем, сейчас чугунные громадины молчат:– Раньше разрежение создавалось вот этими насосами, – рассказывает Алла Александровна. – Для этого нужно было включить мотор, ременную передачу. Видите ручку? (Ручка, хотя, на мой взгляд, это больше похоже на рычаг, располагается высоко над нашими головами. – прим. автора) У меня тут специально была скамейка, чтобы до нее достать. Масленки каждый раз надо было маслом «кормить», и внутри поршень смазывать, чтобы он двигался хорошо… В процессе реконструкции поршневой насос и компрессор заменили. (Теперь это две серые «коробки» на стене в углу. – прим. автора). Но старинные механизмы решили оставить. Жалко. И потом – как резерв. Ведь это все в рабочем состоянии!
Сюда можно приглашать тех, кто изучает машины, показывать, как выглядела раньше клиноременная передача. Такие образцы мало где сохранились. А наши и выглядят прекрасно для своих-то лет! Хорошие старые лошадки…
Столь трепетное отношения специалистов музея к старому «коллеге» в итоге оказалось оправданным. Сегодня подобного оборудования ни в России, ни в мире просто не существует. Как минимум, полезным оказался «имперский размах» столетней давности: многие экспонаты для современных камер, газационных или «морозильных», чересчур велики. Потому спрос на «ветерана» есть не только у сотрудников самого Этнографического музея: иногда какой-нибудь антиквар пожалует со своей коллекцией, а раз наведывались даже специалисты из «родственной» Кунсткамеры. И диву даешься, как произведению шведских промышленников удалось остаться в строю: ведь ему довелось пережить аж две разрухи: в начале XX столетия и в конце. Видимо, действительно делали на века.
Редакция «ММ» благодарит за помощь в подготовке статьи Викторию Первак, заслуженного работника культуры, главного специалиста Этнографического музея по условиям хранения и экспонирования музейных предметов.
Фото: Илья Исаев
Технологии
Наталья Нифантова