Рогатая швабра и конопляные паруса
Фото: Patti-Jo flickr.com
По мнению британского физика и социолога Джона Д. Бернала, прядение стало первой в истории промышленной операцией, использовавшей вращение. И, возможно, именно оно создало предпосылки для изобретения колеса. Предположение кажется невероятным. Хотя, представьте себе веретено с надетым на него пряслицем – это же и есть колесо с осевой конструкцией! Впрочем, про пряслице и веретено – чуть позже.
Но даже если прялка и не была прообразом колеса, то роль ее в истории это нисколько не умаляет. Благодаря этому нехитрому изобретению люди научились делать шерстяную нить. Надо ли рассказывать, что это помогло в создании теплой одежды взамен неудобных и дорогих звериных шкур. Да только ли в шкурах дело! Появилась нить как таковая – длинная и крепкая, а с ней и разнообразие одежды. Но обо всем по порядку.
Нет прялки без кудели
А пока посмотрим на устройство самой простой прялки. Первое, что мы увидим, – это кудель, то есть будущая нить, любые волокна – шерсть, хлопок, лен, – которые предварительно очистили от сора, расчесали специальными гребнями (чесалками) и распушили щетками. Получается практически однородная масса, похожая на вату.
А что же такое собственно прялка? Старинная русская прялка до превращения в механизм с колесом представляла собой нечто похожее на перевернутую букву «Г» – обычную опору для крепления кудели. Конструкция была простой: горизонтальная часть – донце – располагалась на скамье, на ней мастерица сидела, а на вертикальную часть – лопаску – привязывали кудель. Прядением занимались долгими зимними вечерами, почти без света, на ощупь. Прялка выполняла функцию третьей руки – удерживала кудель на уровне глаз. Этот факт, вероятно, вдохновлял женихов дарить невестам украшенные замысловатой резьбой или росписью прялки. Орнамент развлекал пряху и напоминал о дарителе (видимо, отсюда пошла пословица: коли прялка расписная, то и нитка удалая). Со временем прялку многократно усовершенствовали, делегируя механизму одну за другой операции, которые во время прядения выполняет человек, но об этом чуть позже. Давайте посмотрим, как это происходило.Но сначала посмотрим, что же представляет собой процесс прядения. В нем на первый взгляд нет ничего сложного. Из кудели аккуратно высвобождают небольшой пучок и начинают скручивать в нить. Пушистое волокно не отрывается от основной массы, а вытягивает за собой следующую порцию кудели. Важно, чтобы пряжа получалась одной толщины и равномерно закручивалась. В умелых руках процесс напоминает магию – нить возникает как бы из ниоткуда…
Но для прядения необходимы два условия: вращение должно продолжаться, а готовая нить – на что-то наматываться. С этим при ручном прядении справляются с помощью веретена – гладкого стержня, обычно утолщенного посередине и заостренного с концов. Вытянутую из кудели нить закрепляют на веретене (завязывают), а само веретено начинают подкручивать, держа в руке или, если навык позволяет, на весу. Чем длиннее нить, тем ниже опускается веретено. Если веретено коснулось пола – пора намотать готовую нить (пряжу) на веретено и начинать следующий цикл.
Дело в том, что на веретено нить сматывается по мере прядения. Пряха вытягивает кудель, закручивает веретено, веретено закручивает нить и подтягивает ее за счет собственной тяжести. Это помогает в закручивании следующей порции кудели. Процесс скручивания нити длиною метр занимает примерно минуту. Когда веретено коснулось пола, крутить его уже неудобно и тянуть нить оно не будет. Его подхватывают и наматывают на него вот эту нить длиной в метр. Делают специальную петельку, зацепляя ее за конец веретена, чтобы пряжа (готовая нить) не разматывалась. И опять начинают заново.
Сколько тысячелетий мы уже прядем?
У веретена, выточенного на станке, на одном из концов традиционно делают утолщение наподобие волчка, которое утяжеляет конструкцию и заставляет ее вращаться быстрее. Но станки были не всегда, поэтому вместо такого утолщения в разных культурах издавна использовали специальный диск – пряслице. Самые старые керамические и каменные пряслица были найдены археологами во время раскопок неолитических поселений на территории нынешней Сирии. Возраст находок доказывает, что прясть в этих местах умели уже в VII–VI тысячелетиях до н. э.
Большинство, но не всеКроме льна, разнообразной шерсти и пуха люди, налаживающие свой быт в условиях разного климата, использовали для прядения несколько дикорастущих растений. Кудель научились получать из волокон крапивы, конопли, бамбука, ну и, конечно, вышеупомянутого хлопка.
С прядением хлопка связана, кстати, одна из загадок человеческой цивилизации. Задолго до открытия европейцами Южной Америки древние инки уже вовсю ткали высококачественные хлопковые ткани прекрасных расцветок. И до сих пор ученым не удалось выяснить, каким образом на разных континентах – в Азии и Южной Америке – человек научился выращивать хлопок, прясть его и ткать из него ткани в одно и то же время.
Обратно от колеса к веретену
Считается, что идея использовать колесо для облегчения процесса прядения впервые пришла в голову китайским мастерам, а уже из Китая попала в Индию. Однако факт этого изобретения нигде не зафиксирован. Между тем американский историк Дж. М. Кенойер, изучающий древние цивилизации долины Инда на территории Пакистана, обратил внимание на качество и однородность нитей в фрагментах тканей, чей возраст датируется II тыс. до н. э. По его мнению, такая нить создавалась с помощью прялки, приводимой в движение колесом.
Жаль, что ни одна из прялок той эпохи не сохранилась, поэтому механизм ее неизвестен. Но, вероятно, он был простым и, кстати, стал прообразом знаменитой индийской чаркхи.
Прибытие в Европу
История умалчивает о том, какими путями прялка с колесным приводом добиралась из Азии в Европу. Однако две реперные точки этого путешествия задокументированы. Факт использования механизма на территории современного Ирака в XIII веке запечатлен в рисунке и стал культурным достоянием. Речь об одной из миниатюр, украшающих популярный в свое время сборник новелл «Макамы» арабского поэта, лингвиста и государственного деятеля империи сельджуков – Абу Мухаммада ал-Касима Ибн Али ал-Харири ал-Басри, изданной каллиграфом и иллюстратором по имени Яхья ибн Махмуд аль-Вазити в 1237 году в Багдаде.
В Европе первое графическое свидетельство использования такой прялки датировано примерно 1480 годом. Механизм изображен на одной из гравюр старинной домовой книги замка Вольфегг в Бодензее (Южная Германия). Авторство рисунка приписывают загадочному художнику то ли немецкого, то ли голландского происхождения, чью личность искусствоведам так и не удалось установить. Называют его поэтому просто – Meister des hausbuches – Мастер домовых книг.
Конопля и паруса
На этом этапе механизации веретено в прялке было установлено горизонтально, а с ведущим колесом его соединял ремень. Колесо вращалось правой рукой, левая подавала кудель. Однако технологический прорыв был обеспечен: производительность возрастала более чем вдвое. Во-первых, процесс прядения реже прерывался – пряжа сама наматывалась на веретено, во-вторых, колесо сообщало ему большую скорость вращения, поэтому нить получалась более прочной. Из прочных нитей делали прочные ткани, а из них – добротную одежду для путешественников и, конечно, паруса.
Реплика корабля Христофора Колумба «Санта-Мария». Фото: Ángel Rosa, sailmagazine.com
Шпуля, рогулька и педаль
Колесо ускорило процесс прядения, улучшило качество, но большинство операций все равно оставались «ручными». Еще одна модернизация, произошедшая в 1530 году, изменила ситуацию.
Талантливый каменотес Иоганн Юргенс из деревни Ваттенбютель, что неподалеку от немецкого города Брауншвейг, видимо, очень любил свою невесту. Ради нее он создал весьма продвинутую вещь. Он оснастил прялку ножной педалью и полностью освободил руки мастерицы. На веретено установил катушку-шпулю, которая заполнялась равномерно и вмещала больше пряжи. Намотку автоматизировал с помощью новой детали – рогульки, для которой накинул на колесо отдельный ремень (рогулька представляла собой нечто вроде деревянного якоря или швабры с рогаткой на конце).
Новый механизм скручивал и сматывал нить, а на долю его драгоценной пряхи оставалась лишь размеренная подача кудели. Это был финальный прорыв – новаторства Юргенса позволили прялке обрести во многом сохранившуюся до наших дней конструкцию.
Все, что произойдет с ней позже, будет уже историей появления другого достижения человеческой мысли – прядильного станка. Ну а прялка имеет полное право оставаться собой – она это заслужила, потому что достаточно потрудилась на благо цивилизации.
Технологии
Анна Лаптева