Поле политических экспериментов: могут ли возродиться города-государства
Древнегреческий полис Коринф. Иллюстрация: jbrown67, deviantart.com
С чего начинается Греция
Термин «город-государство» возник относительно недавно, в конце XIX века в Англии. Его ввели, чтобы как-то выделить древнегреческие полисы, а затем и древние финикийские и средневековые итальянские города, имевшие признаки государств. Впрочем, четкого определения у этого понятия нет. Чаще всего под ним подразумевают небольшую политически единую страну с одним городским центром. Различают еще вольные города, которые были свободны от власти епископов Священной Римской империи, а также независимые, которые не входят в какую-либо область, провинцию, штат или другое образование. Ни те, ни другие государствами не являлись, так как не имели суверенитета.
Термин «город-государство» возник относительно недавно, в конце XIX века в Англии. Его ввели, чтобы как-то выделить древнегреческие полисы, а затем и древние финикийские и средневековые итальянские города, имевшие признаки государств. Впрочем, четкого определения у этого понятия нет. Чаще всего под ним подразумевают небольшую политически единую страну с одним городским центром. Различают еще вольные города, которые были свободны от власти епископов Священной Римской империи, а также независимые, которые не входят в какую-либо область, провинцию, штат или другое образование. Ни те, ни другие государствами не являлись, так как не имели суверенитета.
Большую часть человеческой истории знакомых нам национальных государств не было. Они начали оформляться лишь в середине XVII века, когда распалась Священная Римская империя, закончилась Реформация церкви, а религия перестала играть главную роль в политике и экономике. Одновременно с этим началось развитие буржуазии, а следом обрели популярность идеи национализма. До этого этапа многие страны состояли из совершенно независимых образований из-за различий населявших их народов. Как, например, Индия, которая как национальное государство оформилась лишь в XIX веке в период борьбы с колонизаторами. До этого жившие здесь народы и не думали ни о какой общей государственности. Поэтому часто непонятно, где вообще начинается история современных стран. Если с этим смириться, становится легче воспринимать цивилизацию майя, средневековую Италию, Древнюю Грецию и Месопотамию как десятки отдельных поселений, а не единые страны. Почему же идея города-государства была так широко распространена? Однозначного ответа нет.
Некоторые города со временем становились центрами агрегации соседних поселений. Так, согласно мифу о Тесее, он лично обошел одну аттическую сельскую общину за другой, уговорив жителей объединиться под властью Афин (царем которых он и был). При этом во всех полисах говорили на одном языке, поклонялись божеству из одного пантеона – их объединяли культура и духовность. Союзы образовывали и сами полисы, ведь одно из уязвимых мест раздробленной территории – это оборона. Полисы, воевавшие друг с другом, были слабы перед лицом внешнего врага. Поэтому в ответ на угрозу греки объединялись в оборонительные союзы, один из примеров которого – Пелопонесский (в него вошли все города-государства одноименного полуострова).
Выросшая из города-государства Римская Республика за несколько веков полностью завоевала Древнюю Грецию, несмотря на сопротивление Ахейского союза полисов. Отчасти этому способствовали и противоречия между последними. В результате Греция превратилась в римскую провинцию. Позже итальянские преемники Римской Республики возродили идею города-государства уже в Средние века. Этому, с одной стороны, способствовала географическая изоляция: Северная Италия – это горный регион, и именно здесь располагались самые могущественные города-государства полуострова. К ним относятся Милан, Верона, Венеция, Болонья, Генуя. Вместе с 11 другими городами они входили в Ломбардскую лигу, которая противостояла Священной Римской империи. Главные требования итальянских сеньоров – независимость и самоуправление их городов. Борьба обеспечивалась в том числе возросшим богатством Северной Италии из-за аграрного и торгового роста.
Закончилось противостояние с падением Священной Римской империи, и в каждом городе сложилась собственная система управления. Во главе Флоренции стояла семья Медичи, в Милане – семья Сфорца, главой в Венецианской республике был избираемый дож. Эти богатые города-государства стали центрами науки и искусства: в Болонье был открыт первый университет, а сам город можно считать колыбелью Ренессанса. Кстати, Леонардо да Винчи был флорентийцем, а Марко Поло – венецианцем.«Вече во Пскове». Иллюстрация: Аполлинарий Васнецов, runivers.ru
Похожую борьбу за независимость вели и другие европейские города на территории нынешних Германии (Любек, Нюрнберг), Бельгии (Гент, Боюгге) и Франции (Лилль, Амьен). Они и стали имперскими государствами, которые формально подчинялись Священной Римской империи, но фактически представляли собой города-республики.
На Руси был свой город-государство – Псковская вечевая республика. Его автономия продержалась несколько столетий до завоевания московским князем Василием III в 1510 году. В отличие от Новгородской республики, в Псковской бояре имели гораздо меньше власти. Это связано с тем, что земли тут были менее плодородные, и потому владение ими не добавляло политического веса – гораздо важнее были торговые отношения, особенно с Западной Европой. Столь крупный и богатый город при этом находился далеко от Киева, чья власть не скоро добралась до Пскова. Здесь сложилась уникальная система управления и землевладения. Каждый горожанин мог купить себе кусочек земли, прилегающий к городу. При этом иногородние жители таким правом не обладали, будь ты хоть сам киевский князь. А верховная власть в городе была у народного вече, где свободные мужчины Пскова решали связанные с управлением вопросы – от военных до особо значимых судебных дел. В Великом Новгороде существовала похожая система, но все же Новгородская Республика выходила далеко за его пределы, поэтому городом-государством ее не назовешь.
Один из городов-государств африканского народа Хауса – Кано. Иллюстрация Мартина Бернатца по эскизам Генриха Барта. ms.m.wikipedia.org
Вне Европы можно найти еще более древние примеры – в летописи индейского племени майя, где власть над крупными городами передавалась от отца к сыну вплоть до падения этой цивилизации. Да и ассирийское царство, просуществовавшее 1800 лет, тоже начало свою историю с города-государства Ашшура. А с 1000 года до 1815-го существовали города-государства африканского народа Хауса. Они располагались на территории современной Нигерии и Мали и появились на торговом пути, проходящем через Сахару. Все дело в том, что здесь шли караваны с золотом, страусиными перьями, слоновой костью, орехами кола, кожей, солью – все это в те времена было невероятной роскошью. Города-государства Дженне, Кано, Тегаза были богатыми перевалочными пунктами для торговцев, но при этом зависели от караванов с продовольствием. Из-за развития морской торговли этот маршрут постепенно пришел в упадок, а земли оказались захвачены главой халифата Сокото в 1815 году.
Макао – это административный район КНР. Он же – самый густонаселенный регион в мире, известный своими казино и игорной индустрией. У этого города одни из самых больших доходов на душу населения на планете. Фото: DerryAinsworth,reddit.com
Второй пример города-государства – островная страна Сингапур, разбогатевшая, как говорится, не благодаря, а вопреки. Пока Монако договаривалось с Шарлем де Голлем, 63 острова в Южно-Китайском море общей площадью в несколько сотен квадратных километров вынуждены были завозить к себе даже песок для строительства – здесь его попросту не было. Спустя восемь лет после того, как Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, его премьер-министром стал Ли Куан Ю, получивший образование в Великобритании. Этот человек – отец главного экономического чуда XX века. Развитие Сингапура началось с привлечения западных инвестиций, прежде всего, американских производителей электроники. Индивидуальная работа с каждым инвестором, постоянная их поддержка сделали бизнес здесь невероятно выгодным. В результате безработица практически исчезла, параллельно власть боролась с коррупцией и преступностью. Ли Куан Ю возглавлял правительство до 1990 года. За это время ВВП на душу населения вырос с нескольких сотен до 12 тыс. долларов – и все это чуть больше чем за 30 лет.Шведский экономист Челль Нордстрём, также известный своими прогнозами, считает, что более чем 200 стран, существующие сегодня, в будущем распадутся примерно на 600 гигаполисов – огромных городских агломераций. Потому что из-за высокой скорости урбанизации крупные города развиваются, малые же приходят в упадок. В Лондоне, например, проживает треть населения Великобритании, в Сеуле – половина Южной Кореи, а 100-миллионные агломерации в Китае – уже реальность наших дней. ВВП по паритету покупательной способности одной Москвы в 2020 году составил чуть больше 1 трлн долларов, а всей России – 4 трлн. Запустение остальных территорий стран с такими огромными гигаполисами может привести к кризису современных национальных государств. Последние возникли как реакция на существовавшие в прошлом проблемы. Общество сильно изменилось с тех времен – возможно, современные вызовы потребуют новых решений?
Технологии
Анжелика Дун