Особенности зимнего вождения
НАЧНЕМ С ОБЩИХ МЕСТ:
• Водителю стоит продумать свой гардероб. Не надо садиться за руль в очень толстом пуховике или в шубе до пола. В теплой одежде можно прогреть машину, потом снять чересчур громоздкие вещи, переодеться в более легкую куртку и в ней отправляться в путь. А шуба пусть лежит рядом. Настанет время выходить на улицу – опять переоденетесь. На зимней дороге нужно чутко и точно реагировать на обстановку. В укутанном виде вы этого сделать не сможете.
• Чем толще подошва ваших ботинок, тем сложнее вам будет совершить плавное торможение и разгон. Такая обувь не позволяет почувствовать ход педали. Рекомендация схожа с предыдущим пунктом – для поездок выбирать удобную обувь на тонкой подошве.
• Выехав из дома, первым делом проверьте состояние покрытия. Для этого на незагруженной улице плавно качните рулем и, убедившись, что никого нет рядом, попробуйте столь же плавно затормозить. Так вы настроите себя на состояние дороги, по которой вам сегодня предстоит колесить.
• Передвигаясь по городу, особенно внимательно относитесь к пешеходным переходам и подъездам к светофорам. Здесь в течение дня, как правило, образуется укатанный слой льда или снега. И если дорожные службы – а на них не стоит уповать – не насыпали там соли или песка, именно на этих участках затормозить будет значительно сложнее, чем на отрезке пути без препятствий.
• На скользкой дороге забудьте о разговорах по телефону. Неважно, в руке вы его держите или разговариваете по hands-free. Голова все равно занята, хотя именно мозг должен мгновенно среагировать в момент возникновения нештатной ситуации.
Остальные советы относятся к водителям с различным стажем. Выбирайте, к какой категории отнесете себя вы.
НАЧИНАЮЩИЙ
– Идти и доучиваться. Обязательно у профессионалов! Для того чтобы безопасно ездить, человеку необходимо понять, что происходит с автомобилем, что можно, что нельзя делать. Для безопасной зимней езды водитель обязательно должен знать, что такое «занос задней оси», когда он возникает, как безопасно тормозить на скользкой дороге, какие неправильные действия водителя приводят к аварии на льду, когда наступает момент неуправляемости. На практике нужно отработать до автоматизма те навыки, которые позволят водителю не довести свой автомобиль до предела устойчивости и управляемости. Конечно, отрабатывать их нужно не на дорогах общего пользования, а на специальных площадках, в безопасных условиях и под руководством опытных педагогов.
• При наличии механической коробки передач необходимо применять прерывистое или ступенчатое торможение: это нужно для того, чтобы не заблокировать колеса и, следовательно, не въехать, как на лыжах, в препятствие.
• На скользкой дороге надо быть готовым ежесекундно применить приемы скоростного или силового руления, если вы, конечно, с ними знакомы.
• Ни в коем случае не применять на льду одновременно с торможением поворот рулевого колеса! Это может привести к потере устойчивости и управляемости автомобиля.
– На третий год у человека, как правило, железно закрепляются все навыки, которые он вынес из автошколы и приобрел самостоятельно. Но в этом и проблема. Если учили правильно, и сам по себе человек развивался в нужном направлении – все отлично. Но если при обучении были допущены серьезные ошибки, то водитель потом их закрепил, да еще, скорее всего, своих неправильных приемов добавил. Для многих три года за рулем – это такой психологический рубеж, после которого кажется, что уже море по колено: все умеешь, и ничего не страшно. Вот при таком самоощущении зимой можно серьезно «вляпаться». Мои советы:
• Распространенное явление: отъездив три года на машине «попроще», на четвертый сезон водитель пересаживается на другую, более совершенную машину. Смена привода – вот одно из основных испытаний зимой. Если вы до этого ездили на переднем приводе, а зиму впервые проведете на заднем, вы просто обязаны протестировать на льду свою машину. То же самое, если вы пересели на полный привод. Я знаю массу случаев, когда даже суперпрофессиональные гонщики пересаживались на другой привод и пытались без должной подготовки пройти трассу. В результате не одна просека прорублена в наших лесах. Проблема в том, что полный привод – это хамелеон. В одинаковых на первый взгляд ситуациях он может повести себя по-разному. Вы вообще не будете понимать, что происходит, пока не обнаружите себя в канаве. Полный привод – это отдельный предмет для изучения и привыкания.
ОПЫТНЫЙ, НО НА НОВОМ АВТОМОБИЛЕ
– Если мы покупаем что-то более «продвинутое» в техническом плане, к этому обязательно нужно адаптироваться. Особое внимание стоит обратить на системы стабилизации. Чем дороже автомобиль, тем их больше: ABS, противобуксовочные системы. Большое количество разных кнопочек на панели управления усыпляет бдительность водителя. Если ты знаешь название всех систем, это еще не гарантия того, что ты умеешь их использовать. Современные автомобили производят такое впечатление, будто они готовы думать за нас. И это очень опасно! Работа с программами, их изучение особенно важно для водителя с большим стажем вождения. Люди годами ездили без них, у них наработана мышечная память, как себя вести в той или иной ситуации. А на новых авто чаще всего требуется иной стиль вождения, такой, который не позволит выскочить за границы этих систем. Если на дороге у вас возникнет конфликт между интеллектуальными системами безопасности автомобиля и вашей собственной оценкой ситуации – жди беды. Автомобиль изо всех сил будет «гасить» все ваши действия и навязывать свою программу. И вам важно понимать, какую.
• Запаситесь терпением и прочитайте все, что написано в книжке, которая прилагается к вашему автомобилю.
• В обязательном порядке потренируйтесь на закрытом полигоне, чтобы на практике закрепить и проверить все то, что вы прочитали. Уверяю вас, даже человек с большим стажем вождения откроет для себя массу нового и интересного. Главное, чтобы это открытие не случилось с вами на дороге, в плотном потоке.
– Часто к нам приходят люди и говорят: «Не понимаю, вроде у меня автомобиль такой «нафаршированный», все есть. А меня занесло». Ничего удивительного здесь нет. Если ты управлял своей новой умной машиной точно так же, как прежней, менее сообразительной, вы просто не поняли друг друга. И неприятная ситуация на дороге – вполне закономерный результат. Не перекладывайте слишком много ответственности на мозги машины, работайте вместе.
ОЧЕНЬ ОПЫТНЫЙ
– Ничего подобного! Есть такое понятие – «растренированность». Помните, жуткий случай был в прошлом году зимой, когда водителя автобуса вынесло на тротуар и он сбил пешеходов? Там у водителя был типичный динамический шок. Скорость автобуса была не более 10 километров в час. Стаж водителя – 25 лет! И тем не менее, такая авария произошла.
Степень риска вообще очень серьезно повышается после 15 лет вождения. Это возраст 35–40 лет, а то и больше. Быстродействие мышц, скорость реакции уже не та, что в двадцать. Как правило, такой водитель последние 10 лет создавал для себя условия спокойной зоны управления. Когда он в последний раз справлялся с заносом? Бог его знает! Он опытный водитель, он научился в него не попадать. Но от этого на наших дорогах никогда полностью не застрахуешься. Что такое выход из заноса? Это три движения руками в секунду. Ноги тоже активно работают: газ – тормоз. Когда меня попросили дать оценку этому происшествию, я сказал, что не водителя надо наказывать, а руководство парка за то, что они не проводили тренинги со своими водителями.
ВО МНОГИХ СТРАНАХ мира существует многоступенчатая система подготовки водителей. Это Англия, все скандинавские страны, Япония. Водителя-любителя невозможно сразу обучить всем навыкам вождения: зимнего, летнего, на машине с ABS и без. Поэтому на выходе из автошколы выпускник получает сначала права, которые позволяют ему передвигаться на автомобиле с ограниченной мощностью мотора. Через три (в некоторых странах через два) года этот же водитель приходит на следующий этап обучения и получает законный доступ к более быстрым машинам.
Технологии
Римма Рэд