Новый композит может стать отличной альтернативой авиационному алюминию
При том, что КМП весит почти столько же, сколько и алюминий, у него есть ряд преимуществ. Например, дешевизна производства и пористая структура, делающая материал исключительно прочным. Проведённые испытания показали устойчивость КМП к попаданию пуль пятидесятого калибра, устойчивость к высоким температурам и способность к регенерации. При производстве практически все поры материала заполняются эпоксидной смолой, которая при воздействии высоких температур плавится, перетекая в другие поры, латая таким образом прорехи и трещины.
Новый сплав и авиационный алюминий сравнили и по ряду других параметров, изучив, насколько хорошо с материалов стекает вода, изучили их устойчивость к прилипанию мелких частиц и насекомых, а также внимательно отнеслись к уровню эрозии материалов, неизбежно настигающей большинство известных композитных сплавов и металлов. Выяснилось, что обтекаемость нового композита на 130 процентов выше, чем у алюминия, сцепление с ним происходит на 60 процентов хуже, чем с алюминиевыми поверхностями. Кроме того, уровень эрозии оказался на 50 процентов ниже. Эффект смоделировали при помощи пескоструйной обработки, создающей в выщерблины, подобные тем, что происходят в процессе разрушения материалов.
Все эти показания свидетельствуют о том, что новый композит может без проблем заменить авиационный алюминий если не полностью, то хотя бы частично уже в ближайшее время. Замена обещает быть весьма ценной и целесообразной, но пока для того, чтобы её осуществить, необходимо провести ещё целый ряд серьёзных испытаний и тестов. Ожидается, что с началом применения нового композита в авиастроении наметится положительный сдвиг в сторону экономии топлива и повышения ремонтопригодности. Когда именно разработчики намерены внедрить композит в массовое производство авиационной техники — не сообщается. Видимо, конца испытаний традиционно придётся ждать как минимум несколько лет.
Фото: PhotoStock
Технологии
Вячеслав Ларионов