Нас не угонят
Текст: Максим Федоров
Отсутствие в России межрегиональной базы угнанных машин, либеральность нашего законодательства в отношении угонщиков, а также попустительство сотрудников милиции, никоим образом не заинтересованных в их поимке, привели к печальным последствиям. Угоны стали настоящей бедой всероссийского масштаба. И бороться с этой бедой приходится самим автовладельцам.
Какие средства борьбы с угонами мы знаем? Их не так уж много. Самый нетривиальный – это переложить все риски на страховую компанию, купив полис КАСКО. Так, в частности, поступают владельцы кредитных машин, для которых страховка является обязательным условием банка-кредитора. Но надеяться на то, что при наступлении страхового случая вам легко компенсируют стоимость угнанного авто, могут только законченные оптимисты. Страховая может и вовсе не выплатить ни копейки, если вы нарушите условия договора, где может быть прописано место хранения машины или иметься размытое требование типа «принятие мер по обеспечению сохранности автомобиля». Это означает, что если вы оставили машину незапертой или с приоткрытым окном, то со страховой выплатой могут быть проблемы. И упаси бог оставить в угнанной машине ключи или техпаспорт – в этом случае вас ждет 100%-ный отказ в выплате компенсации! Кроме того, нужно вовремя сообщить страховой компании об угоне и правильно оформить все бумаги в милиции, иначе, опять же, получите не деньги, а, как говорил Остап Бендер, «от мертвого осла уши». Но, даже выполнив все требования, ждать выплаты придется три, а то и более месяцев: пока в милиции закроют уголовное дело (искать угонщиков, разумеется, никто не будет) и пройдут все этапы согласований в разных отделах страховщика...
Часто угонщики работают в паре
Впрочем, иметь полис КАСКО не так уж плохо, но только как одну из ступеней защиты от угона. Правда, на практике получается наоборот: КАСКО косвенно влияет на ухудшение «угоностойкости» автомобиля! Потратившись на недешевый полис, противоугонную систему ставят уже «для галочки» – лишь бы она отвечала требованиям страховой компании. Причем такая система, как правило, ставится прямо в дилерском центре. Для дилера продажа допоборудования – побочный бизнес, и с установкой охранных устройств там никто особо не заморачивается, работая по отлаженной «конвейерной» схеме. Десятки машин, ежедневно выходящие из ворот дилерского центра, оснащенные однотипными противоугонными системами, представляют легкую добычу для угонщиков. Причем последние нередко работают в связке с мастерами СТО, способными без труда сделать дубликат брелока от сигнализации.
Словом, мы настоятельно не рекомендуем ставить охранную систему у дилера. Если же в автосалоне вам пригрозят снять машину с гарантии, если охранную систему на нее будут ставить на стороне, знайте: это наглая ложь! Дилер не имеет права отказать в гарантийном ремонте автомобиля, если установка допоборудования была произведена в сертифицированной мастерской. Доверить установку охранной системы можно только той компании, для которой этот вид деятельности является приоритетным. Таковых великое множество, и выбор лучшей – задача не из легких. Здесь неоценимую помощь могут оказать профильные интернет-форумы, где по отзывам автовладельцев, а также по адекватности ответов специалистов мастерских можно найти настоящих профи. Последние наверняка посоветуют ставить не просто сигнализацию, а так называемый противоугонный комплекс, в состав которого входит несколько различных охранных систем: сигнализация, дополнительный иммобилайзер и механический замок.
Функция сигнализации ясна из названия. Основная задача таких устройств не охранять, а сигнализировать владельцу (при помощи сирены или пейджера) о возмущениях, происходящих с машиной. «Органы чувств» сигнализации – это пьезодатчик удара, ультразвуковой сенсор объема салона и, иногда, датчик контроля периметра автомобиля. Сигнализация также управляет зам-ками дверей и блокирует цепь электропитания двигателя, защищая автомобиль от угонщиков-дилетантов. Однако мало-мальски подготовленный автовор справится с ней без труда – используя электронный код-граббер, считывающий сигнал с брелока сигнализации. Код-грабберы способны взломать самые навороченные сигнализации, а купить подобное устройство может любой желающий – в Интернете предложений предостаточно. Противодействовать таким «перехватчикам» невозможно, но их работу можно вычислить. Если появляются проблемы при снятии машины с охраны и на кнопку приходится жать более одного раза, стоит насторожиться: это верный признак работы код-граббера.
Именно по причине легкости взлома, акцентировать внимание на сигнализации как основном элементе защиты автомобиля не стоит. И «крутизна» системы не имеет в данном случае никакого значения – переплата здесь идет лишь за имя да наличие тех или иных функций, которые зачастую не только не приносят пользы, но и вредят. Так, любимая россиянами функция автозапуска, позволяющая заводить мотор по таймеру и садиться в уже прогретый салон, проделывает гигантскую брешь в защите машины, значительно упрощая процесс угона. Практически все современные автомобили еще на заводе оснащаются иммобилайзером – чипом, встроенным в ключ зажигания, по которому в момент запуска мотора машина опознает своего владельца. Соответственно, завести двигатель, не вставив ключ в замок зажигания, можно только в двух случаях: если нет иммобилайзера или он отключен. Именно к последнему варианту и прибегают установщики сигнализаций с автозапуском, лишая автомобиль каких-либо шансов устоять перед угонщиком.
Каждый третий вор разбивает боковое стекло
На иномарках последних поколений заводская система защиты достигла таких высот, что для взлома штатного иммобилайзера угонщикам приходится разбирать чуть ли не полмашины, меняя блоки управления двигателем и даже панель приборов. Подобные системы получили большое распространение и есть даже у таких недорогих моделей, как Ford Focus. Но один, как известно, в поле не воин: чтобы усложнить задачу грабителей, иммобилайзеров должно быть как минимум два. Дополнительный «беззвучный страж» хорош тем, что работает независимо от сигнализации, и для управления им используется не радиокод, а контактный либо бесконтактный ключ, который невозможно «сграбить». Это, однако, не значит, что иммобилайзер нельзя взломать. Умеючи можно. Но для этого угонщику потребуются не только соответствующие навыки, но и дополнительное время, которое работает не на него.
Надежный механический замок
Чтобы усложнить задачу угонщиков, дополнительный иммобилайзер нередко размещают не в салоне, а в моторном отсеке, оснащая капот электромеханическим замком, управляется который при помощи того же иммобилайзера. Такая связка очень эффективна: чтобы отключить иммобилайзер, нужно открыть капот, а чтобы открыть капот, нужно отключить иммобилайзер. Получается замкнутый круг. Но для настоящих профи и это не преграда. Они могут попасть под капот, отжав его специальными пневмобаллонами и перекусив тросик замка. Некоторые автовладельцы используют дорогие погружные иммобилайзеры, размещаемые прямо в бензобаке. Вычислить такую систему несложно – если при включении зажигания не жужжит бензонасос, значит он заблокирован. Поскольку добираться до погружного иммобилайзера муторно, угонщики поступают проще: они заменяют неработающую систему питания отдельным бачком с бензином, в котором насосом создается давление, достаточное для подачи топлива в камеру сгорания.
Упаси бог оставить в машине ключи
Уповая на электронные средства защиты, не стоит забывать и о старой доброй механике – она может стать последним непреодолимым рубежом на пути угонщика. Надежный механический замок, установленный на рулевом валу, не позволит машине уехать даже при заведенном моторе. Такие блокираторы выпускаются многими отечественными и зарубежными фирмами, а цена их может различаться в разы. Здесь важно выбрать «золотую середину», поскольку высокая цена замка вовсе не гарантирует надежную защиту. Все рулевые блокираторы выглядят одинаково – как правило, это стальной штырь с замочной скважиной в торце. Но конструктивно они имеют ряд важных отличий: это тип стали, из которой изготовлен штырь, сложность замка и его устойчивость к механическим воздействиям, а также способ крепления к рулевому валу. Здесь мы рекомендуем присмотреться к продукции отечественных производителей. Марку замка называть не будем, чтобы нас не уличили в «продажности», тем более что она хорошо известна, а мастера-установщики профильного сервиса, скорее всего, порекомендуют вам именно ее.
Что касается установки замков на коробку передач, то мы бы не стали рекомендовать такой способ защиты. Дело в том, что без руля машина никуда не уедет, а автомобиль с неработающей КПП легко утащить на буксире. За примером идти далеко не надо – у моего коллеги угнали автомобиль именно таким способом, причем сделали это нагло, средь бела дня. Конечно, угнать машину могут и при помощи эвакуатора, и здесь уже будет бессильна любая система защиты. А выручит в этом случае только GSM/GPS-маяк – небольшое электронное устройство, позволяющее вычислить местоположение автомобиля по спутнику или вышкам операторов сотовой связи. Благодаря такому маяку в прошлом году питерские милиционеры «накрыли» целую стоянку ворованных автомобилей. Но и эта система не безгрешна: существуют специальные электронные «глушилки», способные создать помехи для работы подобных устройств. Так что защититься от угона на 100% не получится, но, подойдя к этому делу с умом, можно значительно повысить шансы не лишиться своего «железного коня».Технологии
Машины и Механизмы