Метод учёных Пермского Политеха позволит создавать малошумящие авиалайнеры
Для снижения шума авиадвигателей используется обшивка их каналов звукопоглощающими конструкциями. Эффективность технологии зависит от того, насколько верно подобраны значения акустических параметров. Последние сегодня определяются полуэмпирическим способом: расчётные модели основываются на упрощённом описании физических процессов. При этом не удаётся учесть сложные процессы, такие как турбулентные вихревые образования в отверстиях панелей. Важно и то, что расчёты производятся для однослойных и простых конструкций, тогда как на деле используются многослойные и комбинированные.
«Создание малошумящих, обтекаемых лайнеров с максимально тихими двигателями и эффективными звукопоглощающими конструкциями – актуальная задача для производителей авиатехники. Наша научная группа разработала и успешно внедрила методику, которая позволит эффективнее прогнозировать акустические характеристики звукопоглощающих облицовок в авиадвигателях. При этом процессы впервые удалось смоделировать для реальных конструкций, которые используют в самолетостроении», — рассказывает младший научный сотрудник Лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа Центра акустических исследований Пермского Политеха Олег Кустов.
С помощью численного моделирования учёные смогли более точно определить акустические параметры авиадвигателей, создать новые экспериментальные методы их расчёта, а также усовершенствовать верификацию результатов. Разработка позволит учитывать не только простые, но и сложные процессы, такие как распространение звука в ячейках звукопоглощающих конструкций или те процессы, что происходят при высоком звуковом давлении.
Несомненным плюсом технологии является и то, что её можно применять не только при создании авиадвигателей, но и для заглушения шума газоперекачивающих агрегатов и энергетических установок.
Фото: neftegas.info
Технологии
Антон Тальский