я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Из Москвы в Нагасаки, из Нью-Йорка на Марс: самые смелые транспортные проекты

В 1964 году газета The New-York Times попросила писателя Айзека Азимова написать для нее, каким будет мир через сто лет. Азимов предсказал мобильные телефоны и посудомоечные машины, полеты на Марс и даже атомные электростанции, но с транспортом немного ошибся. Писатель предположил, что автобусы в 2064 году будут скользить над дорогами. На дворе 2020 год, а мы, выходя на улицу, не видим даже летающих маршруток. Правда, у нас есть еще 40 лет в запасе и множество футуристических проектов транспорта будущего.
Из Москвы в Нагасаки, из Нью-Йорка на Марс: самые смелые транспортные проекты
Проект LCA60T от французского стартапа Flying Whales («Летающие киты») планирует выпуск целого флота из 50 дирижаблей, которые займутся доставкой грузов

Куда уходят дирижабли?

Мир давно уже летает на самолетах и ракетах. Огромные малоподвижные дирижабли, похожие на китов, изредка встречаются в кино, но в реальной жизни их наверняка видели единицы. Эра дирижаблей закончилась катастрофой 800-фунтового «Гинденбурга» – немецкого цеппелина люкс-класса, сгоревшего в воздухе перед самой посадкой в 1937 году. Доверие публики дирижабли не смогли вернуть. Их использовали во время Второй мировой войны, но уже не так активно – эти транспортные громадины легко взрывались из-за водорода, не умели маневрировать и были слишком тяжелы в обслуживании. Огромных трудов стоит даже банальная «парковка» дирижабля! Они крепятся к специальной воздушной гавани, и притянуть к ней гигантов – задача не для слабонервных. Пробовали когда-нибудь причаливать на лодке? Представьте, что действие происходит в воздухе, а ваша лодка размером с пару десятков аэростатов. Куда более простые в эксплуатации самолеты быстро потеснили цеппелины на рынке воздушных транспортных средств. Дирижабли иногда называются цеппелинами по имени немецкого изобретателя и конструктора графа Фердинанда фон Цеппелина. В XXI веке дирижабли чаще всего используются только как вариант винтажных круизных лайнеров, хотя потенциально цеппелины могут взять на себя грузовые перевозки, безвредные для окружающей среды. Дирижабли новой эпохи проектируются размером в пять раз больше, чем Эмпайр-стейт-билдинг. Путешествие вокруг Земли на такой махине займет всего 16 дней, а перевезти на ней можно будет около 20 тыс. т груза. Французская фирма Varialift с 2018 года разрабатывает проект грузового дирижабля на безопасном газообразном гелии с солнечными батареями по периметру, которые минимизируют вредные выбросы в атмосферу. Проект LCA60T от французского стартапа Flying Whales («Летающие киты») планирует выпуск целого флота из 50 дирижаблей, которые займутся доставкой грузов, слишком тяжелых для дронов. Из-за взрывоопасности водорода они готовятся полностью роботизированными.

Воздушная гавань для Loon apnews.com

Фирма Loon, дочернее предприятие владельцев Google, с 2018 года работает над созданием дирижаблей, которые, поднявшись в стратосферу, могли бы работать как вышки связи, распространяя Интернет даже в самые труднодоступные районы – в горы и пустыни. Ветер в стратосфере достигает 100 км/ч, но написанные специально для Loon программы должны сами корректировать высоту полета шара, используя воздушные течения для максимальной эффективности. Оборудование для сотовой связи компания перепроектировала так, чтобы оно было легким и простым и его можно было перевозить, прицепив к краю шаров. Дирижабли Loon изготовлены из листов полиэтилена, каждый – размером с теннисный корт. Рабочая смена таких шаров – 100 дней, после этого они должны будут приземлиться.

Схема работы Loon

Власти Москвы в 2004 году решили, что дирижабли отлично впишутся в столичный пейзаж. Планировалось, что с помощью летающих аппаратов будут патрулировать МКАД, наблюдать за купающимися или оказывать аварийную помощь. Цеппелины даже мелькали в закупках, но потом в мир пришли дроны, и дирижаблям вновь пришлось бороться с летающими маневренными конкурентами, правда, на этот раз с совсем маленькими. Квадрокоптеры тоже можно адаптировать для перевозки людей. В 2011 году немецкие инженеры представили прототип мультикоптера E-Volo с 16 винтами и пассажирским креслом. Пятое колесо

Основной поставщик неординарных проектов Илон Маск не остался в стороне от городского транспорта. В 2013 году он впервые заговорил о сверхскоростном вакуумном поезде и магистрали для него под названием Hyperloop. Маск назвал свое изобретение пятым видом транспорта – после поездов, самолетов, кораблей и автомобилей. Hyperloop по своей концепции – это тоннель «на ножках», внутри которого в вакууме, чтобы не преодолевать сопротивление воздуха и трение опоры, движутся транспортные капсулы со скоростью примерно 1200 км/ч. В первоначальной версии проекта разрабатывались два варианта: в первом Hyperloop используется как метро, во втором на нем передвигаются вместе с автомобилями. Вакуумный поезд действительно далек от обычной электрички. Вагоны в нем герметичны, как салон самолета. На случай аварийной разгерметизации предусмотрены электрические компрессоры в каждой из капсул.

Фото: HyperloopTT
Испытательные полигоны для Hyperloop построили в Хоторне, Лас-Вегасе и Тулузе. Трассы на всех участках короче 2 км, а максимальная скорость, которой пока удалось достичь, ограничивается 500 км/ч. Над Hyperloop работают несколько корпораций по всему миру. HyperloopTT планирует построить вакуумные магистрали между Братиславой, Веной и Будапештом по заказу правительства Словакии, а также связать Дубай с Эр-Риядом по просьбе ОАЭ. Корпуса капсул для нового проекта HyperloopTT заказала у компании, создающей фюзеляжи самолетов, а работать пригласила волонтеров со всего мира, заманивая их оплатой в будущем и престижной строчкой в портфолио.

  Первые полномасштабные испытания Hyperloop в Тулузе. clubic.com
В России Hyperloop может соединить Москву и Санкт-Петербург. По расчетам независимого научно-исследовательского центра «Институт проблем естественных монополий», если построить вакуумный поезд по принципу «от двери до двери», расположив остановки на станциях «Москва-сити» и «Лахта-центр», время в пути составит 1 час 28 минут. Для сравнения, «Сапсан» преодолевает расстояние между столицами за 4 часа 28 минут.

Незабытое старое

Многие футуристические проекты частично существуют уже сейчас. В России монорельсовая дорога известна в первую очередь по декоративному отрезку московского метро, соединяющему станции «Тимирязевская» и «Улица Эйзенштейна». Монорельс открыли для пассажиров в 2004 году, но почти сразу он работал не как полноценная часть транспортной развязки, а как экскурсионная площадка для туристов. Монорельсовые разработки в большинстве стран мира считают устаревшими и малоэффективными, но в Азии, например, все еще активно эксплуатируют монорельс. Его стоимость, как правило, в несколько раз дешевле прокладки метро, а КНР с растущими городами и стремительно увеличивающимся пассажиропотоком нуждается в быстром и дешевом транспорте. В провинции Шэньси Китай построил 55-километровую монорельсовую дорогу, а в Чунцине на юго-западе страны длина монорельса превышает 90 км. В этом же городе ветки монорельса проходят прямо сквозь многоэтажки! Инженеры и жители домов утверждают, что шума не больше, чем от стиральной машинки. В этом эксперименте китайские ученые советовались с японскими коллегами. В японской Осаке сквозь жилую высотку проходит городское шоссе. Поезда монорельса в Китае могут развивать рекордную скорость до 70 км/ч, а Корея рассчитывает со временем почти полностью перевести общественный транспорт на однорельсовый формат, так что даже старый добрый монорельс еще может нас удивить.

В Чунцине, одном из крупнейших по населению городов Китая, одна из линий монорельса проходит прямо через жилой дом vse42.ru
Примерно так же, как монорельс, московские власти открыли и канатную дорогу, соединившую станции «Воробьевы горы» и «Лужники», – для туристов. Изначально она должна была упростить подъезд к стадиону «Лужники» во время Чемпионата по футболу 2018 года и разгрузить ближайшие станции метро. Но в срок «канатку» построить не успели, и она открылась только через год после ЧМ. Из гондол, которые двигаются над рекой, открывается вид на Москва-Сити. Казалось бы, чем нам могут помочь в будущем медленные кабинки? Однако в некоторых странах мира канатные дороги успешно решают транспортный вопрос. США планируют соединить канатной дорогой Уильямсбург с Нижним Манхэттеном в Нью-Йорке, а в Медельине (Колумбия) местная сеть Metrocable считается первой в мире полноценной системой канатных дорог: они соединяют все районы города. В боливийском Ла-Пас сеть канатных дорог позволила избавиться от пробок, снизила преступность и привлекала в город туристов. Но не каждый опыт так успешен… В Лондоне, например, из-за высокой стоимости билетов канатной дорогой почти не пользуются. Может быть, совсем скоро фуникулеры и «канатки» станут не только привычным элементом горнолыжных курортов, но и частью нашего повседневного перемещения по городу. Это значительно дешевле метро и куда более экологично. Стоимость канатной дороги в Санкт-Петербурге, которая потенциально могла бы связать разделенные Финским заливом Приморский район и Васильевский остров, оценивается в 7,5 млрд рублей. Для сравнения, одна станция метро в Москве обходится примерно в 10 млрд.

Канатная дорога в Ла-Пас. Фото: Sam Jones/The Guardian
Айзек Азимов в своем прогнозе упомянул и движущиеся тротуары. В нашей повседневности они уже имеются – это траволаторы. Такие есть сегодня почти в каждом крупном аэропорту, а в Санкт-Петербурге траволатор соединяет южный и северный вестибюли станции метро «Спортивная» в тоннеле под Малой Невой. Британское архитектурное бюро NBBJ в 2015 году представило проект замены линий метрополитена движущимися дорожками, похожими на траволаторы. Три дорожки должны, по задумке, двигаться с разными скоростями. Самая медленная, сравнимая по скорости с современными траволаторами, – ближе к краю посадки, самая быстрая – со скоростью примерно 24 км/ч.

 Британское архитектурное бюро NBBJ в 2015 году представило проект замены линий метрополитена движущимися дорожками, похожими на траволаторы
Uber и Hyundai планируют к 2023 году представить публике летающий автомобиль, который можно будет вызвать вместо такси. Может быть, к 2064 году мы получим и предсказанные летающие автобусы, а может, в каждом доме будет к тому времени по станции монорельсовой дороги или по космодрому, чтобы уехать на дачу на Марс.

Летающий автомобиль от Uber и Hyundai, который можно будет вызвать вместо такси mijnhyundai.nl

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK