|
Проект LCA60T от французского стартапа Flying Whales («Летающие киты») планирует выпуск целого флота из 50 дирижаблей, которые займутся доставкой грузов
Куда уходят дирижабли?
Мир давно уже летает на самолетах и ракетах. Огромные малоподвижные дирижабли, похожие на китов, изредка встречаются в кино, но в реальной жизни их наверняка видели единицы.
Эра дирижаблей закончилась катастрофой 800-фунтового «Гинденбурга» – немецкого цеппелина люкс-класса, сгоревшего в воздухе перед самой посадкой в 1937 году. Доверие публики дирижабли не смогли вернуть. Их использовали во время Второй мировой войны, но уже не так активно – эти транспортные громадины легко взрывались из-за водорода, не умели маневрировать и были слишком тяжелы в обслуживании. Огромных трудов стоит даже банальная «парковка» дирижабля! Они крепятся к специальной воздушной гавани, и притянуть к ней гигантов – задача не для слабонервных. Пробовали когда-нибудь причаливать на лодке? Представьте, что действие происходит в воздухе, а ваша лодка размером с пару десятков аэростатов. Куда более простые в эксплуатации самолеты быстро потеснили цеппелины на рынке воздушных транспортных средств. Дирижабли иногда называются цеппелинами по имени немецкого изобретателя и конструктора графа Фердинанда фон Цеппелина. В XXI веке дирижабли чаще всего используются только как вариант винтажных круизных лайнеров, хотя потенциально цеппелины могут взять на себя грузовые перевозки, безвредные для окружающей среды. Дирижабли новой эпохи проектируются размером в пять раз больше, чем Эмпайр-стейт-билдинг. Путешествие вокруг Земли на такой махине займет всего 16 дней, а перевезти на ней можно будет около 20 тыс. т груза. Французская фирма Varialift с 2018 года разрабатывает проект грузового дирижабля на безопасном газообразном гелии с солнечными батареями по периметру, которые минимизируют вредные выбросы в атмосферу. Проект LCA60T от французского стартапа Flying Whales («Летающие киты») планирует выпуск целого флота из 50 дирижаблей, которые займутся доставкой грузов, слишком тяжелых для дронов. Из-за взрывоопасности водорода они готовятся полностью роботизированными.
Воздушная гавань для Loon apnews.com
Фирма Loon, дочернее предприятие владельцев Google, с 2018 года работает над созданием дирижаблей, которые, поднявшись в стратосферу, могли бы работать как вышки связи, распространяя Интернет даже в самые труднодоступные районы – в горы и пустыни. Ветер в стратосфере достигает 100 км/ч, но написанные специально для Loon программы должны сами корректировать высоту полета шара, используя воздушные течения для максимальной эффективности. Оборудование для сотовой связи компания перепроектировала так, чтобы оно было легким и простым и его можно было перевозить, прицепив к краю шаров. Дирижабли Loon изготовлены из листов полиэтилена, каждый – размером с теннисный корт. Рабочая смена таких шаров – 100 дней, после этого они должны будут приземлиться.
Схема работы Loon
Власти Москвы в 2004 году решили, что дирижабли отлично впишутся в столичный пейзаж. Планировалось, что с помощью летающих аппаратов будут патрулировать МКАД, наблюдать за купающимися или оказывать аварийную помощь. Цеппелины даже мелькали в закупках, но потом в мир пришли дроны, и дирижаблям вновь пришлось бороться с летающими маневренными конкурентами, правда, на этот раз с совсем маленькими. Квадрокоптеры тоже можно адаптировать для перевозки людей. В 2011 году немецкие инженеры представили прототип мультикоптера E-Volo с 16 винтами и пассажирским креслом. Пятое колесо
Основной поставщик неординарных проектов Илон Маск не остался в стороне от городского транспорта. В 2013 году он впервые заговорил о сверхскоростном вакуумном поезде и магистрали для него под названием Hyperloop. Маск назвал свое изобретение пятым видом транспорта – после поездов, самолетов, кораблей и автомобилей. Hyperloop по своей концепции – это тоннель «на ножках», внутри которого в вакууме, чтобы не преодолевать сопротивление воздуха и трение опоры, движутся транспортные капсулы со скоростью примерно 1200 км/ч. В первоначальной версии проекта разрабатывались два варианта: в первом Hyperloop используется как метро, во втором на нем передвигаются вместе с автомобилями. Вакуумный поезд действительно далек от обычной электрички. Вагоны в нем герметичны, как салон самолета. На случай аварийной разгерметизации предусмотрены электрические компрессоры в каждой из капсул.
Фото: HyperloopTT
Испытательные полигоны для Hyperloop построили в Хоторне, Лас-Вегасе и Тулузе. Трассы на всех участках короче 2 км, а максимальная скорость, которой пока удалось достичь, ограничивается 500 км/ч. Над Hyperloop работают несколько корпораций по всему миру. HyperloopTT планирует построить вакуумные магистрали между Братиславой, Веной и Будапештом по заказу правительства Словакии, а также связать Дубай с Эр-Риядом по просьбе ОАЭ. Корпуса капсул для нового проекта HyperloopTT заказала у компании, создающей фюзеляжи самолетов, а работать пригласила волонтеров со всего мира, заманивая их оплатой в будущем и престижной строчкой в портфолио.
Первые полномасштабные испытания Hyperloop в Тулузе. clubic.com
В России Hyperloop может соединить Москву и Санкт-Петербург. По расчетам независимого научно-исследовательского центра «Институт проблем естественных монополий», если построить вакуумный поезд по принципу «от двери до двери», расположив остановки на станциях «Москва-сити» и «Лахта-центр», время в пути составит 1 час 28 минут. Для сравнения, «Сапсан» преодолевает расстояние между столицами за 4 часа 28 минут.
Незабытое старое
Многие футуристические проекты частично существуют уже сейчас. В России монорельсовая дорога известна в первую очередь по декоративному отрезку московского метро, соединяющему станции «Тимирязевская» и «Улица Эйзенштейна». Монорельс открыли для пассажиров в 2004 году, но почти сразу он работал не как полноценная часть транспортной развязки, а как экскурсионная площадка для туристов. Монорельсовые разработки в большинстве стран мира считают устаревшими и малоэффективными, но в Азии, например, все еще активно эксплуатируют монорельс. Его стоимость, как правило, в несколько раз дешевле прокладки метро, а КНР с растущими городами и стремительно увеличивающимся пассажиропотоком нуждается в быстром и дешевом транспорте. В провинции Шэньси Китай построил 55-километровую монорельсовую дорогу, а в Чунцине на юго-западе страны длина монорельса превышает 90 км. В этом же городе ветки монорельса проходят прямо сквозь многоэтажки! Инженеры и жители домов утверждают, что шума не больше, чем от стиральной машинки. В этом эксперименте китайские ученые советовались с японскими коллегами. В японской Осаке сквозь жилую высотку проходит городское шоссе. Поезда монорельса в Китае могут развивать рекордную скорость до 70 км/ч, а Корея рассчитывает со временем почти полностью перевести общественный транспорт на однорельсовый формат, так что даже старый добрый монорельс еще может нас удивить.
В Чунцине, одном из крупнейших по населению городов Китая, одна из линий монорельса проходит прямо через жилой дом vse42.ru
Примерно так же, как монорельс, московские власти открыли и канатную дорогу, соединившую станции «Воробьевы горы» и «Лужники», – для туристов. Изначально она должна была упростить подъезд к стадиону «Лужники» во время Чемпионата по футболу 2018 года и разгрузить ближайшие станции метро. Но в срок «канатку» построить не успели, и она открылась только через год после ЧМ. Из гондол, которые двигаются над рекой, открывается вид на Москва-Сити. Казалось бы, чем нам могут помочь в будущем медленные кабинки? Однако в некоторых странах мира канатные дороги успешно решают транспортный вопрос. США планируют соединить канатной дорогой Уильямсбург с Нижним Манхэттеном в Нью-Йорке, а в Медельине (Колумбия) местная сеть Metrocable считается первой в мире полноценной системой канатных дорог: они соединяют все районы города. В боливийском Ла-Пас сеть канатных дорог позволила избавиться от пробок, снизила преступность и привлекала в город туристов. Но не каждый опыт так успешен… В Лондоне, например, из-за высокой стоимости билетов канатной дорогой почти не пользуются. Может быть, совсем скоро фуникулеры и «канатки» станут не только привычным элементом горнолыжных курортов, но и частью нашего повседневного перемещения по городу. Это значительно дешевле метро и куда более экологично. Стоимость канатной дороги в Санкт-Петербурге, которая потенциально могла бы связать разделенные Финским заливом Приморский район и Васильевский остров, оценивается в 7,5 млрд рублей. Для сравнения, одна станция метро в Москве обходится примерно в 10 млрд.
Канатная дорога в Ла-Пас. Фото: Sam Jones/The Guardian
Айзек Азимов в своем прогнозе упомянул и движущиеся тротуары. В нашей повседневности они уже имеются – это траволаторы. Такие есть сегодня почти в каждом крупном аэропорту, а в Санкт-Петербурге траволатор соединяет южный и северный вестибюли станции метро «Спортивная» в тоннеле под Малой Невой. Британское архитектурное бюро NBBJ в 2015 году представило проект замены линий метрополитена движущимися дорожками, похожими на траволаторы. Три дорожки должны, по задумке, двигаться с разными скоростями. Самая медленная, сравнимая по скорости с современными траволаторами, – ближе к краю посадки, самая быстрая – со скоростью примерно 24 км/ч.
Британское архитектурное бюро NBBJ в 2015 году представило проект замены линий метрополитена движущимися дорожками, похожими на траволаторы
Uber и Hyundai планируют к 2023 году представить публике летающий автомобиль, который можно будет вызвать вместо такси. Может быть, к 2064 году мы получим и предсказанные летающие автобусы, а может, в каждом доме будет к тому времени по станции монорельсовой дороги или по космодрому, чтобы уехать на дачу на Марс.
Летающий автомобиль от Uber и Hyundai, который можно будет вызвать вместо такси mijnhyundai.nl
|
|