ТАК СОСТОЯЛСЯ ДЕБЮТ ЛАЗЕРА, который прежде «служил» в армии только на должностях целеуказателей и дальномеров, в роли противоракетного оружия. Правда, уже в 2011 году программу «летающего лазера» прикрыли, а спустя три года утилизировали и сам самолет. Причина бесперспективности – фундаментальные пороки нового вооружения: высокая чувствительность к состоянию атмосферы (пыль, турбулентность и влага могут рассеивать лучи), сложности с фокусировкой на цели, возможность работы только по жертвам в пределах прямой видимости и, наконец, низкая эффективность воздействия на военные объекты – танки и фортификационные сооружения. Если от оружия можно укрыться в окопе и в доме, то стоит ли тратить на него государственные миллиарды?
Но надо отдать должное прозорливости американских инженеров – они заранее перепрофилировали лазер на уничтожение беспилотных летательных аппаратов.
Пионером в этом деле стал Laser Avenger, созданный в 2009 году и способный молниеносно и – что очень важно – бесшумно «снимать» с неба ударные и разведывательные малогабаритные дроны. Но и в этот раз лазерное оружие не вышло из разряда экспериментальных.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, у лазера появилась новая надежда закрепиться в военном арсенале – благодаря его антигуманной способности ослеплять бойцов противника и оптические системы наведения. Именно такой установкой стала американская GLEF (Green Light Escalation of Force), предназначенная для временного лишения зрения и дезориентации бойцов, активно применяемая в Афганистане и Ираке.
Вообще-то такое нелетальное оружие необходимо для предупреждения живой силы противника перед использованием летального, но к тому же разряду нелетального относится и новое сверхвысокочастотное или микроволновое оружие большой мощности, предназначенное для уничтожения электронного оборудования. Не стоит путать его с классическими системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), призванной лишь создавать помехи связи, навигации и целеуказанию неприятеля.
Типичный пример СВЧ-оружия – крылатая ракета CHAMP (Counter-Electronics High-powered Microwave Advanced Missile Project), которую Boeing разрабатывает с 2009 года. Долгое время инженерам не удавалось справиться с основной проблемой – как не пожечь бортовые системы ракеты собственным же сверхвысокочастотным импульсом. Но к 2012 году вопрос был решен, и крылатая «микроволновка» во время испытаний несколькими импульсами смогла вывести из строя электронику многоэтажного здания. Конечно, «целевая аудитория» CHAMP – это не бытовые компьютеры и планшетники, а системы ПВО, телецентры, электростанции, узлы связи и автотранспорт.
«Шаровая башня - конформное окно». Поворотная оптическая система, через которую в цель выстреливаются и боевой лазер, и два меньших лазера системы наведения. Через него же управляющая электроника получает отклик от цели и следит за результатом стрельбы. Фото: Lockheed Martin www.flickr.com
НАШИ, КСТАТИ, НЕ ОТСТАЮТ – комплекс «Алабуга» отечественного производства также направлен на бескровное уничтожение инфраструктуры врага. Для этого ракета забирается на высоту 200–300 м и подрывает себя, выводя из строя все связанное с электроникой в радиусе 3,5 км. Инженеры подчеркивают, что генерируемый «Алабугой» СВЧ-импульс аналогичен импульсу от ядерного взрыва, но гораздо более дружелюбен к человеку и природе. Сегодня комплекс остается в статусе перспективного.
Российские войска ПВО тоже не обошли вниманием подобные инновации. На форуме «Армия-2015» в закрытой экспозиции был продемонстрирован прототип СВЧ-пушки для уничтожения низколетящих беспилотников и атакующих элементов высокоточного оружия. Зенитно-ракетный комплекс «Бук» поделил с этой разработкой свое шасси, на котором располагаются мощный релятивистский генератор и зеркальная антенна для передачи импульса неприятелю. Оружие действует на ахиллесову пяту всей современной техники – элементную базу электронных систем, выжигая плотным потоком электромагнитной энергии полупроводниковые переходы.
ОДНАКО, ИНЖЕНЕРНАЯ МЫСЛЬ военных конструкторов, двигаясь в направлении уничтожения «электронного имущества», не оставила-таки в покое уязвимого человека. Низкоэнергетические электромагнитные колебания миллиметрового диапазона с частотой 95 ГГц способны сотворить с бойцами много неприятного – американцы называют это goodbye effect (эффект «до свидания»). Электромагнитное излучение проникает в кожу на глубину 0,4 мм, вызывает нестерпимое жжение и инстинктивное желание убежать от болевого луча. С 2007 года в США испытывается «Система 1 ADS» (Active Denial System) на восьмиколесном шасси, оснащенная таким излучателем. Она уже может использоваться для охраны правопорядка (читай: разгона демонстраций) и защиты важных объектов.
А ЕЩЕ ОПАСНЫМ ОРУЖИЕМ в умелых руках могут стать заряженные или нейтральные частицы. Такое вооружение называется ускорительным или пучковым. За счет мощного потока энергии, переносимого частицами, оно может создавать на материале цели интенсивное тепловое воздействие и ударные механические нагрузки. Рассматривается его возможность разрушать молекулярную структуры человеческого организма и инициировать жесткое рентгеновское излучение. Правда, такая техника требует недюжинной энергии, поэтому говорить о пучковом автомате пока не приходится: все перспективные разработки базируются либо на кораблях, либо вообще на космических спутниках, и предназначены они для уничтожения себе подобных. Из скудных публикаций в открытом доступе можно сделать вывод, что пока в этой области лидируют специалисты из Лос-Аламосской национальной лаборатории (США). Они предполагают использовать в качестве частиц нейтральные атомы водорода (выбор элемента объясняется его легкостью и малыми размерами и, как следствие, невосприимчивостью летящего пучка к геомагнитному полю Земли, быстрым достижением цели). Эффект от поражения будет мгновенным и внезапным, что станет еще одним шагом к беззвучной войне.
НО ЕСТЬ И ГОРАЗДО БОЛЕЕ ШУМНЫЕ виды вооружения. Новые физические принципы ведения боя реализуются, например, в акустическом или инфразвуковом оружии. Суть его действия – в направленном излучении мощных инфразвуковых колебаний, которые вызывают у живой силы противника панику, потерю контроля над собой, рвоту и временное ослепление. Ряд специалистов относят акустическое оружие к летальному – модулируя частоты звука, можно спровоцировать у солдат противника массовые инфаркты миокарда.
В придачу инфразвуковые волны частотой ниже 20 герц отлично проходят сквозь бетонные стены и металлические преграды – и этот факт особенно интригует военных. США уже много лет ведет испытания комплексов акустического оружия, в которых «боевой» звук генерируется пьезоэлектрическими кристаллами. В условиях войны американцы опробовали инфразвук еще в Югославии, на которую сбросили «акустическую бомбу» (этим были вызваны массовые недомогания у мирного населения и военных).
При помощи подобных девайсов удобно разгонять и демонстрации несогласных, для этой цели американцы создали акустическое устройство LRAD (Long Range Acoustic Device), позволяющее «глушить» людей звуком под 150 децибел. Разработка была осуществлена в 2000 году под впечатлением от атаки на американский эсминец Cole: тогда пара смертников на моторной лодке подорвала 300 кг тротила, серьезно повредив корабль и отправив на тот свет 17 членов команды. Позже звуковую пушку применяли в Ираке, зачищая подземные убежища, а однажды спасли с ее помощью круизный корабль Seabourn Spirit от атаки пиратов у берегов Сомали.
СОВСЕМ ФАНТАСТИЧНО ВЫГЛЯДЯТ заявления о существовании геофизического оружия, которое использует в военных целях природные явления и процессы. Слишком уж сложны технологии такого применения. Но вот, к примеру, атмосферное оружие может считаться вполне жизнеспособным. Йодистое серебро и твердая углекислота при распылении в воздушном пространстве противника вызывают ливни и, при должном увлажнении атмосферы, способны изменить водный режим рек, озер и болот. Это, конечно, не фатально, но скорость наступления боевых частей противника замедлить должно. Или, например, можно рассеять туман, мешающий наблюдению за позициями врага. Это делается с помощью йодистого свинца, пропана и углекислоты. При умелом применении комплекса таких средств в районах сосредоточения противника организуется длительная засуха, а это уже похоже на оружие массового уничтожения.
Из этой же когорты – средства, создающие «дыры» в экранирующем озоновом слое на высотах 10–50 км и поражающие все живое губительным ультрафиолетовым излучением. А в арсеналах некоторых развитых стран имеются средства биосферного или экологического оружия, направленного на уничтожение растительного покрова, поверхностного плодородного слоя почвы и запасов продовольствия. Словарь этих веществ обширен: десиканты – высушивают растительность на корню, дефолианты – вызывают опадение листьев, арборициды – уничтожают кустарники и деревья. В условиях, когда война не предполагает оккупацию территории противника, такое оружие вполне может быть применено.
Устройство LRAD защитит судно от террористов и пиратов. но безопасно для экипажа - в море эха нет. Фото: PROU.S. Pacific Fleet, Huey D. Younger Jr. www.flickr.com
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ биотехнологии конца XX – начала XXI века тоже становятся оружием нового типа. Так называемое генетическое оружие пока находится на стадии эмбриона, но некоторые тенденции его развития отследить уже можно. Известно, например, что такие виды вооружений позволят воздействовать на определенные этнические группы населения за счет генетической избирательности искусственно созданных штаммов вирусов и бактерий (разные этносы, как известно, подвержены разным заболеваниям). В далеком будущем может стать реальностью геноцид неугодной расовой группы, поражать которую будут по определенным генетическим маркерам (если, конечно, мы не победим расизм). В другом, более «гуманном» сценарии развития войны генное оружие может стать инструментом массовой стерилизации людей отдельной национальности.
ОРУЖИЕ НА НОВЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ поражает воображение, и кажется, что такое возможно только в фантастических фильмах. Но фильмы быстро становятся реальностью – а нам остается надеяться на хрупкое равновесие брони и средств поражения.