Бутылка превращается… в элегантные шорты
recyclemag.ru
Процесс этот довольно увлекательный: представьте, на завод прибывает партия использованных пластиковых бутылок, в глазах рябит от ярких этикеток и крышек. Их снимут и «голую» тару рассортируют по цветам. Затем бутылки спрессуют, нарежут на мелкие фрагменты, отправят сквозь паровой котел и – готово: из размякшей массы можно прясть волокна, а из волокон – ткать полотно. А потом делать одежду: откройте шкаф и поразитесь тому, сколько вещей в вашем гардеробе сделано… из переработанного пластика.
Измельчить, нагреть и вытянуть
Но рассмотрим этот процесс детальнее, ведь он сложнее, чем кажется на первый взгляд. ПЭТ-бутылки сначала превращают в хлопья (по-другому флексы – плоские фрагменты продолговатой формы размером от 7 до 12 мм). Для этого они проходят через измельчитель – устройство вроде большой воронки с лезвиями. Из получившихся хлопьев можно сделать штапельное волокно, волокно-наполнитель и т. п.
А вот для производства новых бутылок, как и для создания высококачественных синтетических волокон и нитей, сданную на переработку тару необходимо не только измельчить, но и затем преобразовать хлопья в гранулы.
Происходит это так: сначала бутылочные хлопья высушивают, затем отправляют на экструзию (в машину, где мелкие частицы превращаются в сплав), там же массу подвергают дегазации под вакуумом, чтобы выделить и удалить летучие примеси, фильтруют и гранулируют.
Когда расплав подается в головку экструдера, то выдавливается через отверстия в виде жгутов (это очень напоминает фарш, который выходит из мясорубки). Образовавшиеся жгуты охлаждают водой и режут на гранулы. При этом очень важно, чтобы влажность хлопьев на начало процесса экструзии была одинаковой. Если этот показатель у каждой новой партии флексов окажется разным, нити будут получаться разной прочности и длины.
Еще нужно следить за количеством примесей в хлопьях, ведь их образуется очень много: это и остатки этикеток и этикеточного клея, и песок, и пыль и так далее. Удалить все лишнее возможно только с помощью измельчения и неоднократного промывания.
И это тоже очень ответственный этап: от того, насколько хорошо будут удалены загрязнения, зависят бесперебойность и стабильность процесса производства ПЭФ (полиэфирных) волокон – синтетического волокна, образованного из расплава полиэтилентерефталата (ПЭТФ).
Как видно, процесс переработки ПЭТ-бутылки в ПЭФ текстильные нити тесно связан с этапом превращения тары в бутылочные хлопья. После образования гранулята начинается главная магия – гранулы попадают в экструдер, в нем расплав продавливается через каналы фильеры (формующей головки диаметром от 0,2 до 0,6 мм). Дальше в охлаждающей шахте под действием потока воздуха из жидкого расплава формируются нити: как известно, нагретый пластик затвердевает, охлаждаясь.
Затем нити попадают в узел прядильной препарации, где волокну придают компактность и наносят на него специальную эмульсию (препарацию). Такая эмульсия может составлять 10–12 % массы изделия.
После этого нити отправляются в вытяжное устройство: там специальные цилиндры одновременно растягивают и нагревают их. Наконец, движущаяся нить наматывается на бобину с помощью приемно-намоточного устройства.
Только после этого из катушек с нитями, которые получились из бывших бутылок, ткацкие станки создадут ткани для будущей одежды. Их называют RPET-тканями (R – от recycle, что означает «переработать», PET – ПЭТ). На ощупь такой материал – как обычная синтетика, но если добавить в него нити из хлопка и спандекс – ткань станет более мягкой и эластичной.
ПЭФ текстильные нити, которые изготовлены из бутылочных отходов, – это хорошая альтернатива нитям, для производства которых нужны компоненты нефтепродуктов. Ведь когда изготавливают последние, то используют первичный гранулят – гранулы из продуктов переработки нефти. Вторичные же гранулы получают путем переработки пластиковых изделий (вторичного сырья), и поэтому они зачастую дешевле первичного сырья.
Подробнее об этом можно прочитать в статье «Отходы бутылок – в текстильные нити» Эмиля Айзенштейна, заслуженного деятеля науки и техники России.
Виды одежды «из бутылки»
Ткани из «вторичных» полимеров отлично защищают от ветра и влаги и получаются не менее эстетичными, чем сотканные из хлопка. Из переработанного пластика шьют экошубы, плащи и дождевики, флисовые куртки, виниловые брюки, джинсы, рубашки и юбки, одежду для занятий спортом, легинсы, колготки и многое другое.
emilia-spanish.ru
К примеру, мантии и четырехугольные шапочки с кисточкой, которые студенты обычно надевают на выпускной, – тоже можно делать из пластиковых бутылок. Как и купальники, и даже нижнее белье.
Словом – из RPET-тканей можно сшить практически любой элемент гардероба. В зависимости от того, какие еще нити, помимо пластиковых, будут «замиксованы» в материале, получатся ткани различных типов: рипстоп, полиэстер, нейлон, флис, микрофибра и так далее.
newswire.com
На одну футболку уходит примерно 20–30 пластиковых бутылок, на костюм из плотной ткани – почти сотня. На одни спортивные шорты необходимо около 30 пол-литровых бутылок, а чтобы изготовить бейсболку, понадобятся всего три бутылки. Около 25 двухлитровых бутылок необходимо, чтобы сделать вещь из флиса, а на зимнюю куртку необходимо затратить около 40 таких тар.
Конечно, на сто процентов из пластика одежду стараются не делать. Так, при производстве ткани для футболки соотношение хлопчатобумажной нити и синтетической составляет 50:50. А вот для изготовления джинсов, которые по определению должны быть из более прочного материала, берется 65 % пластикового волокна и 35 % хлопковых нитей, которые придают изделию мягкость.
Как же понять, что ваша одежда сделана не из «свежей» синтетики, а из переработанного пластика? Во-первых, по бирке: на ней будет красоваться значок переработки. Во-вторых, такую одежду обычно можно окрасить только в яркие или темные цвета. В-третьих, материал одежды будет быстрее выцветать на солнце. И, наконец, обновка «из бутылки» может стоить недешево из-за сложного процесса переработки пластика.
От идеи – до мирового тренда
Тем не менее, одежда, изготовленная из бутылок, – это реалии наших дней. Еще в конце 1990-х годов испанский модельер Пако Рабанн предсказал, что люди будут носить одежду из переработанных пластиковых отходов. В 2002 году первую такую коллекцию – Recycled – показали в Канаде: модели красовались в одежде из переработанного пластика, а в руках держали мусорные пакеты – чтобы четче провести параллель с тем, из чего она сделана.
Масс-маркет поддержал идею экологичной одежды в 2008 году: в США появилась коллекция аксессуаров от American Apparel, сделанных из пластиковых бутылок, которые подверглись переработке. Через год в похожем ключе заявил о себе гигант-Adidas: компания начала выпускать линейку изделий из экополиэстера. На Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году почти 70 тыс. волонтеров были одеты в форму, сырьем для которой послужил переработанный полиэстер (PES).
Вскоре после этого в Nike заявили, что для производства футбольной формы компания использует 13 млн пластиковых бутылок. Доказательством этому стала гостевая форма Nike, которую в сезоне 2013/14 года показала на себе команда «Манчестер Сити»: футболисты облачились целиком в комплекты из переработанного полиэстера.
Сильным заявлением на Неделе моды в Нью-Йорке в 2014 году стала коллекция одежды от экодизайнера Фаррелла Уильямса в коллаборации с Bionic Yarn G-Star: пластик, выловленный в океане и прошедший переработку, послужил материалом для создания коллекции.
К настоящему времени на ниве производства одежды на основе переработанного пластика отметились бренды Levi’s, Asics, Topshop, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia.
Есть и отечественные бренды или компании, созданные выходцами из России, которые также презентовали продукцию из вторичного сырья: Plasticdoom – делают вещи из пакетов; Frеncia – изготавливают одежду из океанского пластика; Natural Advance – спортивные костюмы из бутылок и экохлопка; Urbantiger – верхнюю одежду из переработанного пластика, выловленного из океана.
Что же думают ученые о таких тенденциях в мире моды и насколько подобное производство безопасно для окружающей среды вообще – мы спросили Евгению Саломатину, доцента кафедры высокомолекулярных соединений и коллоидной химии ННГУ имени Н. И. Лобачевского.
«Одежда из синтетических тканей (как и любые изделия из синтетических полимеров, особенно те, которые используются в качестве упаковки), может создавать проблемы для экологии в виде микропластика – частиц полимера, размер которых составляет менее 5 мм, – говорит Евгения.
– Установлено, что после стирки такой одежды в сточные воды может попасть шесть миллионов микроволокон, стирка одной синтетической флисовой куртки высвобождает 250 тыс. таких частиц. Известно о негативном влиянии микропластика на организмы животных, и есть уже отдельные исследования о том, что микропластик обнаружен в крови человека.
Особую тревогу вызывает то, что микропластик адсорбирует на себе токсичные вещества, тяжелые металлы, которые особенно вредны для человека и для животных. Если частицы микропластика оказываются в воде, то они могут попасть в пищевую цепь морских животных, а с ними – и в организм человека. Существующие очистные сооружения пока не способны фильтровать частицы микропластика.
Микропластик сейчас повсюду: он образуется не только из одежды, но и из любых полимерных отходов, попадая в воду, почву (из-за использования той же самой полимерной подошвы для обуви или оросительных систем из пластика на полях), присутствует в воздухе… Так что одежда – не единственный источник микропластика в окружающей среде и точно не самый большой».
Технологии
Камила Мирзакаримова