я могу ...да почти всё...
Самая непростительная ошибка – отказ от действий из-за страха ошибиться
Анна Лаптева
Все записи
текст

Женщины в мире шпионажа. Почему?

Женщины высоко ценятся в разведке. В том, что касается добычи чужих секретов, они не только достойные, но и грозные соперники мужчин. И все же как, а главное, почему представительницы прекрасного пола приходят в мир шпионажа? Совершенно разные ответы на этот вопрос дают две максимально «полярные» истории легенд ХХ века – советской разведчицы «Сони» и «двойного агента» Маты Хари. В них нет ничего общего, кроме контекста: спецслужб, бесстрашия и любви.
Урсула Кучинская

История первая. «Соня»

Урсула Кучинская – мало известное имя. На слуху оперативный псевдоним помощницы самого Рихарда Зорге – «Соня», или Рут Вернер, под этим псевдонимом написана автобиографическая книга «Соня рапортует».

Могла ли эта бесстрашная женщина выбрать другой путь? Несомненно. Если бы не время, не место и не семья, в которой она появилась на свет.

Она родилась в 1907 году в Германии в интеллигентной еврейской семье. Детей у Кучинских было шестеро. Респектабельность большого дома на окраине Берлина, купленного еще дедом, противоречила скромному быту. Доход главы семьи Роберта Рене был невелик, он занимался наукой, изучал экономику. Его жена Берта вела хозяйство крайне бережливо, но в доме царили любовь и забота.

Первая мировая и послевоенное время с продуктовыми карточками и голодом заставили Урсулу, старшую из девочек, рано повзрослеть. Отец по работе регулярно уезжал в длительные командировки в США, мать его сопровождала. Урсула оставалась за «главу семьи» и по-матерински опекала сестер и старшего брата Юргена.

Шестеро детей КучинскиШестеро детей Кучински. Слева направо: Рената, Сабина, Барбара, Бригитта, Урсула и Юрген. Фото: Corpus, tsimmes.ru

Особой темой в ее жизни были книги. С 16 лет она работала ученицей продавца в книжном магазине. Выбор был понятен, в семье Кучинских обожали книги – Томаса Манна, Фонтане, Шоу, Голсуорси. Урсула же дополнила свой список чтения в духе времени. Молодежь ее круга читала лидеров русской революции, а борьба за права трудящихся была темой ежедневных споров. Коммунистическая партия Германии пополнялась романтиками, которые включались в пропаганду, устраивали митинги, спектакли и, конечно, подвергались гонениям. Урсула была в их числе. Владельцы магазина, в котором она работала, указали ей на дверь. Причина – членство в КПГ.

Родители Урсулы Кучински
Взгляды Урсулы разделял отец. В 1927 году он побывал в советской России, и первая его фраза по возвращении навсегда врезалась ей в память: «Раньше я никогда не понимал, почему Англия хочет войны с Россией. Теперь я это понимаю и нахожу позицию Англии оправданной: ни одно капиталистическое государство не может видеть, как расцветает и из года в год добивается новых успехов страна не капиталистическая, а коммунистическая».

В 1929 году Урсула вышла замуж за Рольфа Гамбургера, архитектора и ее недавнего оппонента в революционных диспутах. На фоне экономического спада и гонений на коммунистов молодожены приняли решение посмотреть мир. Вскоре Рольф получил должность архитектора в администрации городского управления Шанхая. Свой отъезд в Китай Урсула обсудила с товарищами из КПГ. Ей поставили задачу наладить связь с китайскими коммунистами. По сути, именно в этот момент она превратилась в агента-нелегала.

Шанхай потряс ее бедственным положением населения. Активистке борьбы за права угнетенных, привыкшей заботиться о других, пришлось скрепя сердце изображать немецкую буржуа, избалованную и свысока смотрящую на местных жителей… Она тосковала по работе.

Чуть легче стало, когда удалось устроиться в телеграфную Трансокеанскую службу. Работа подарила ей много интересных знакомств. Среди них – встреча с журналистом и советским разведчиком Рихардом Зорге. Кто такая Урсула, он узнал по своим каналам. Из разговора с ней – о ее горячем желании помочь китайским товарищам.

Нищие в ШанхаеНищие в Шанхае при 2-градусном морозе. Из книги «Соня рапортует». eulenspiegel.com

Из книги «Соня рапортует»: «Когда в 1949 году пришел день освобождения Китая, я считала это самым важным событием в истории международного рабочего движения после Октябрьской революции 1917 года. Для меня лично это было самой большой радостью в моей жизни».

Позже Урсула узнала, что Зорге организовал для нее проверку. Под видом праздной дамы ей следовало прийти в центр города во время демонстрации. С кучей пакетов в руках перед магазином она была вынуждена бесстрастно наблюдать за избиениями и арестами молодых китайцев, хотя знала, что тюрьма для них закончится смертью. За степенью ее самообладания скрыто наблюдал другой советский агент – Герхард Эйслер.

Проверка была пройдена. Урсуле поручили организацию встреч разведчиков с китайскими коммунистами: только предоставлять комнату, не принимая участия в беседах. Муж в курсе не был, а когда догадался, не смог ее убедить бросить все ради безопасности… В отношениях супругов образовалась трещина, которая позже привела к разрыву.

Встреча с Зорге во многом определила всю последующую жизнь Урсулы. Она стала частью его группы, вступила в ряды советской разведки Генштаба Красной Армии. В 1933 году ее направили учиться в московскую разведшколу. Поездку омрачала разлука с маленьким сыном Мишей, родившимся в 1931 году. Его пришлось отвезти к родителям Рольфа.

Дальше была работа на ГРУ в Мукдене и Пекине. Вместе с напарником Эрнстом Урсула изображала обычную немецкую пару с ребенком, поскольку Рольф, несмотря на разрыв, прекрасно относился к бывшей жене и согласился привезти ей Мишу. Урсула торговала книгами, посещала приемы консула и немецкий клуб. А ночами передавала и принимала шифровки, собирала и прятала радиопередатчики. Был случай, когда лампы одного из них вышли из строя, и новые пришлось провозить внутри плюшевых медвежат сына…

В апреле 1936 года родилась дочь Янина, ее отцом был Эрнст. У отношений двух разведчиков не было будущего, но счастью материнства это не мешало. Самым трудным было спустя год вновь расставаться с детьми. Их пришлось отвезти к родителям в Англию, поскольку Кучинские к тому времени по понятным причинам покинули родной Берлин.

В 1938 году в Москве никогда не носившая военной формы Урсула узнала, что дослужилась до майора. Следующим местом ее работы стала Швейцария. Центр интересовали настроения в обществе и возможности для диверсий. Однако работать под носом у контрразведки было сложно.

С началом войны выход в эфир радиолюбителей был запрещен. Тем не менее, Урсуле удавалось заниматься обучением двух начинающих радистов-англичан – Лена и Джима. Лен впоследствии стал ее мужем. Джим – предателем…

Из книги «Соня рапортует»: «Несмотря на мое равнодушие к чинам и уставам, сознание того, что я – солдат Красной Армии, наполняло меня чувством гордости».

Между тем, Центр вывел на своего агента «Соню» оставшегося без связи Шандора Радо – венгерского антифашиста. По заданию разведуправления РККА он создал разведывательную организацию, которая в годы Второй мировой войны работала в Швейцарии под вывеской агентства «Геопресс». Урсула передавала в Москву донесения Радо.

Затем в 1941 году по заданию Москвы она выехала в Англию. Ее задачей стал сбор информации о возможных попытках сделки с Гитлером. Лен, который еще какое-то время оставался с Радо в качестве радиста, тоже вернулся в Англию.

Брак Урсулы и Лена – Леона Бертона – был зарегистрирован. Муж рвался на фронт, бить фашистов, а жена, понимая, что не сможет его удержать, хотела родить ребенка. В 1943 году на свет появился их сын, Петер. В это время работы у «Сони» было особенно много. На нелегальные встречи приходилось брать с собой грудничка…

Урсула Кучински и Лен БертонУрсула Кучински и Лен Бертон. rishonim.info

Награды легендарной «Сони»

Орден Карла Маркса
Почетная пряжка в золоте ордена «За заслуги перед Отечеством»
Орден Дружбы народов (СССР)
Орден Красного Знамени (СССР)
Национальная премия ГДР

В победном 1945-м за плечами 37-летней Урсулы Бертон было столько риска, тревог и подвигов, что их хватило бы на несколько мужских жизней. Супруг вернулся с фронта, но события минувшей войны не отпускали Бертонов – к ним начали наведываться люди из МI 5 – британской контрразведки.

После смерти родителей Урсула решила вернуться в Германию. В 1950-м вместе с Яниной и Петером, вписанными в ее паспорт, они оказались в Берлине. Официально – в гости, а по сути навсегда. Ее искренне радовало, что Петер быстро заговорил на берлинском диалекте, а Янина забросила открытки с членами королевской семьи и с головой погрузилась в работу организации Свободной немецкой молодежи.

В центре согласовали переезд в ГДР Лена, а спустя год вслед за ним приехал и Миша. Дома и в кругу семьи Урсула почувствовала себя счастливой. Впереди была долгая интересная жизнь. Умерла она летом 2000-го. За пару месяцев до этого, в возрасте 92 лет она получила свою последнюю награду за большой вклад в укрепление дружбы между народами России и ФРГ – российский Орден Дружбы.


История вторая. Мата Хари

История легендарной Маты Хари больше тянет на мистификацию. Из-за массы нестыковок и неожиданных поворотов из нее получилась бы неплохая комедия, если бы не смерть героини в финале. Во всяком случае, фильм с одноименным названием «Мата Хари» 1931 года с Гретой Гарбо в главной роли заставил американского журналиста Сэма Ваагенаара усомниться в правдивости сюжета. Ради чего гражданка Голландии, завербованная французами, решила шпионить в пользу Германии?

Мата ХариМата Хари. Фото: Getty Images, bbc.com

Сэм Ваагенаар – американский писатель-документалист. Руководил пресс-службой европейского офиса кинокомпании «Метро-Голдвин-Мейер». В годы Второй мировой работал в Голливуде – писал сценарии и снимался в эпизодах. В 1943–1945 годах – военкор США в воюющей Европе. В 1946–1948 годах – корреспондент на Нюрнбергском процессе.

Ваагенаара, голландца по происхождению, привлекла трагедия его соотечественницы. Он получил доступ к архивам французского военного министерства, к официальным документам и материалам допросов в Скотленд-Ярде, ее дневникам, а также собрал свидетельства тех, кто знал Мату Хари лично. В результате в 1968 году родилась документальная книга «Мата Хари. Подлинная история легендарной шпионки XX века».

Если очень кратко, то история эта выглядит так. Женщина, называвшая себя Матой Хари, с детства имела склонность к эпатажу и фантазиям. В реальной жизни ее звали Маргарета Гертруда Зелле. Она родилась в 1876 году в семье состоятельного владельца шляпного магазина. Отец ее обожал и приучил к роскоши. В престижной школе она шокировала учителей и однокашников экстравагантными нарядами и выдуманными рассказами о своем аристократическом происхождении.

Подростком Маргарета пережила крах отцовского бизнеса, развод родителей и смерть матери. Крестный пристроил девочку в школу для будущих воспитательниц. Ей прекрасно давались языки – модный французский, а затем немецкий и английский, но… она вскружила голову одному из преподавателей.

От греха подальше 17-летнюю обольстительницу отослали к дяде в Гаагу. Дядя не углядел – Маргарета откликнулась на брачное объявление в газете и вскоре вышла замуж за 38-летнего офицера колониальной армии Рудольфа МакЛеода. Позже госпожа Мата Хари признавалась, что питала страсть к военным всю жизнь…

Мата Хари и Рудольф МакЛеод, 1897 г.Мата Хари и Рудольф МакЛеод. 1897 г. сommons.wikimedia.org

Семейные отношения в гарнизонах на Яве и Суматре подарили МакЛеодам пару чудесных ребятишек и массу разочарований. Он был груб и ревнив, она – легка и очаровательна. Он стремился к экономии, она мечтала о роскоши. Толчком к разводу стала внезапная смерть сына. Маргарета настояла на возвращении в Голландию, где вскоре подала прошение на разрыв отношений.

Положенных алиментов МакЛеод жене ни разу не заплатил, поскольку дочь, вопреки решению суда, оставил у себя. Вероятно, он знал, что делает, ведь Маргарета с того дня больше ни разу не виделась со своей малышкой. Безуспешно она пыталась найти работу в Амстердаме и Гааге. Полагая, что красоту можно монетизировать, она отправилась в Париж, где вначале подрабатывала натурщицей, но потом занялась экстравагантными танцами – чем-то вроде стриптиза, но с азиатским колоритом. Благо, танцы аборигенов на Яве и Суматре она видела много раз.

Газета «Ла Пресс» от 18 марта 1905 года описывала танец госпожи МакЛеод в покрывалах и в украшенном драгоценностями бюстгальтере: «Никто до нее не рискнул предстать перед богом со всем своим клокочущим экстазом и без одежды. И с какими чудесными движениями! Смелыми и смиренными одновременно».

В том же 1905 году миссис МакЛеод внезапно превратилась в таинственную храмовую танцовщицу культов Дальнего Востока и Индии. Руку к созданию этого образа приложил коллекционер восточного искусства Эмиль Гиме. Он задумал использовать экзотическую артистку в продвижении своего нового музея на площади Иены в Париже. Представлять публике танцующую в антураже индийского храма полуобнаженную мать двоих детей и супругу голландского офицера было плохой идеей. Ситуацию исправил яркий сценический псевдоним – Мата Хари – «око дня», то есть «солнце» в переводе с малайского.

Ошарашенный Париж упал к стройным ногам новой «звезды с Востока». Ее биография, вызывавшая интерес публики, постоянно пополнялась самыми невероятными подробностями и, естественно, не имела ничего общего с банальными фактами жизни Маргареты…

Была ли она достаточно умна и изобретательна для карьеры шпионки? Скорее нет, чем да. Ее фантазии противоречили друг другу. Она жила одним днем, часто переоценивала собственную значимость, силу своих чар и таланта. Успех вернул ей утраченную в детстве роскошь, но до последнего дня своей жизни она постоянно думала о деньгах.

Источником дохода были выступления и любовники. С ней заключил контракт знаменитый импресарио Габриэль Астрюк, тот самый, что привез в Париж Федора Шаляпина и русские балетные сезоны Дягилева. За выступление в спектакле «Мечта» на сцене театра «Олимпия» в Париже она получила огромный по тем временам гонорар – 10 тыс. франков.

Дальше были гастроли в Мадриде, Вене, Монте-Карло, Милане. Самооценка доморощенной танцовщицы зашкаливала, однако удар по ней нанес Дягилев. Она заявила о намерении выступать вместе с русским балетом, он же в ответ предложил ей вначале показать, на что она способна, а уж потом вести речь о подписании контракта. Звезда была глубоко уязвлена. Сотрудничества не сложилось…

В 1914 году ярмарка тщеславия неожиданно превратилась в шпионскую историю. Первая мировая война застала парижанку Мату Хари на территории неприятеля – в Берлине. Спектакль, к участию в котором она готовилась, потерял актуальность. Танцовщица поспешила домой, но документов, по которым она свободно передвигалась по мирной Европе, теперь недоставало. И ее сняли с поезда на швейцарской границе, в то время как весь ее багаж и деньги отправились дальше.

В полном отчаянии она вернулась обратно в Берлин. Даже в таком жалком виде яркая женщина привлекала внимание. Билет на поезд до Амстердама ей купил случайный знакомый, оказавшийся ее соотечественником. Так она вернулась на родину.

Несколько удачных выступлений и богатых любовников помогли поправить дела и снять небольшой домик в Гааге. Позже выяснилось, что уже тогда к танцовщице проявил внимание Скотленд-Ярд. Среди многочисленных посетителей дома Маты Хари был замечен немецкий консул, а сама артистка постоянно выезжала за рубеж. В 1915 году ей удалось дважды посетить Париж, чтобы перевезти какие-то вещи и еще раз безуспешно предложить свои услуги Дягилеву. По пути она побывала в Англии, Испании и Португалии.

В Париже Мата Хари влюбилась. Ее избранник – русский капитан Вадим Маслов – в результате тяжелого ранения едва не ослеп. Она загорелась идеей отправиться вместе с ним на воды в Виттель, а еще достать денег, чтобы не зависеть от любовников и выйти замуж…

Мата Хари и Вадим МасловМата Хари и Вадим Маслов. ria1914.info

Два желания мог исполнить шеф французской контрразведки. Он выдал влюбленной женщине разрешение на проезд в прифронтовой Виттель и предложил послужить Франции. Мата Хари была польщена и оценила свои услуги в 1 млн франков.

Из протокола допроса Маты Хари:

– Из донесений, которые у нас есть, четко следует, что в «Гранд-Отеле» вы всегда пытались познакомиться в первую очередь с офицерами различных национальностей, пребывавших там перед отправкой на фронт.

– Я люблю офицеров. Я любила их всю мою жизнь. Я лучше буду любовницей бедного офицера, чем богатого банкира. Самое большое для меня удовольствие – спать с ними. При этом я не думаю о деньгах. Кроме того, я охотно сравниваю людей разных национальностей. Я клянусь вам, что мои отношения с офицерами, которых вы упомянули, были продиктованы только тем чувством, которое я вам сейчас описала. К тому же все эти господа сами приходили ко мне. А я со всей душой говорила им: «Да». Они уходили от меня полностью удовлетворенными и ни словом не упоминали войну. Я не спрашивала ни о чем секретном. А постоянно я встречалась только с Масловым, потому что я его люблю.

Обещанной суммы она так и не получила. Спецслужбы Англии и Франции после серии скандалов с разоблачением агентов искали «козла отпущения», на которого можно было бы списать свои провалы. А тщеславная, болтливая и, что греха таить, недалекая актриса, изъездившая вдоль и поперек воюющую Европу, идеально подходила на эту роль. Из Маты Хари вылепили коварного двойного агента, завербованного французами и шпионившего в пользу Германии.

Суд присяжных признал ее виновной по всем пунктам обвинения. Ей вменили сбор сведений в Париже и Мадриде и передачу их немцам, информирование Германии о том, что французы разгадали секрет немецких невидимых чернил, разглашение тайн французской внутренней политики, передачу информации о весеннем наступлении и раскрытие имени британского агента. Свою вину Мата Хари не признала, однако 25 июля 1917 года ее приговорили к смерти.

Расстрел Маты Хари, кадр из фильмаРасстрел Маты Хари. Кадр из фильма-реконструкции 1920 г. wikipedia.org

Узнав новость, она без конца повторяла: «Нет, это невозможно, невозможно…» Через 3 месяца, 15 октября ее расстреляли. Последние минуты Маты Хари тоже породили массу эффектных легенд, хотя она сама точно сочинила бы лучше.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK